115 лет назад состоялась выставка русских и финляндских художников, послужившая началом возникновения знаменитого художественного объединения «МИР ИСКУССТВА».
Жизнь – театр. Или театр – это жизнь? О которой только и можно мечтать, которой только и можно жить. Здесь все не так, как в обычной жизни, где пошлость и скучный быт. Здесь соединяются грезы и действительность, живое и неживое, «сегодня» и «вчера».Театр – любимая тема и место приложения творческих сил членов художественного объединения «Мир искусства» - «мирискусников».
«Мы горели желанием послужить всеми нашими силами родине, - писал Александр Бенуа о выставке русских и финляндских художников 1898 года, организованной Сергеем Дягилевым в зале Музея барона Штиглица и послужившей началом возникновению «Мира искусства». «Мы хотели предстать в качестве известного единодушного целого, а если у нас и была своя «творческая программа», то она не выражалась в каких-либо формулах и тем не менее являлась объявлением войны».
«Война» была мирной: оружием в борьбе против политических и социальных тенденций в искусстве мирискусники избрали «чистое и свободное искусство». Красота – мера всего... Однако, позиция их оказалась, видимо, слишком широкой, а художники – слишком разными. Критик Стасов назвал эту первую выставку «выставкой оргий и безумства».
Теперь-то, через сто с лишним лет, можно объективно оценить: хорошо, что были они такими разными – в едином стремлении: победить – красотой. Александр Бенуа и Лев Бакст, Кузьма Петров-Водкин и Николай Рерих, Евгений Лансере и Борис Кустодиев, Илья Билибин и Александр Бенуа, Константин Сомов и Мстислав Добужинский... Множество истинных бриллиантов в одной короне «Мира искусства».
Оставшихся в истории искусства — навсегда: произведения мирискусников всегда можно увидеть как в экспозиции Русского музея, так и на его выставках. Будут они и на новой экспозиции декоративно-прикладного искусства, которая откроется в конце апреля 2013 года - в корпусе Бенуа