Анатолий Комелин. Края разрыва. Скульптура 1980–2010-х годов
Пресс-показ состоится 29 апреля в 14:00
Выставка открыта с 30 апреля по 11 августа 2013
Крымский Вал, 10, залы 80–82
Анатолий Федорович Комелин (род. 1953) – один из наиболее ярких и самобытных современных скульпторов. В его творчестве гармонично сочетаются генетический талант мастера, вышедшего из народа, и высокая пластическая культура. Выставка, приуроченная к юбилею художника, демонстрирует итоги деятельности Комелина в области станкового и монументального искусства и в то же время открывает новый этап в его творчестве.
Первоначально, работая в глине и бронзе, Комелин создавал произведения в традициях фигуративной пластики. С течением времени в поисках решений актуальных для себя «формальных» и образных задач он пришел к сдержанному и аскетичному художественному языку. В работах, выполненных в дереве и камне, сначала через условность форм, а позднее через беспредметное изображение скульптор демонстрирует силу и выразительность пластического минимализма.
Родом из деревни близ Вятки, сын столяра, внук кузнеца, Комелин с детства проявлял способность мастерить, «творить» нечто своими руками. Родителями он был отправлен в Барнаул к родственникам, чтобы иметь возможность посещать художественную студию. Позднее, обучаясь на скульптурном отделении одного из старейших художественных учебных заведений России – Пензенском художественном училище им. К.А. Савицкого, Комелин получил глубокое профессиональное образование.
С 1981 года скульптор живет и работает в Москве; в летнее время его мастерской становится дом в Тарусе.
На выставке демонстрируется около 40 произведений из собрания Третьяковской галереи и из мастерской художника. Открывает экспозицию станковая скульптура 1980-х – начала 2000-х годов: «Пастух» (1983), «Грибники» (1993, обе – дерево, ГТГ), «Две» (1999, дерево, краска), «Родители» (1992–2005, дерево, краска, камень), «Автопортрет в шляпе» (2000, дерево, краска, железо, все – собственность автора). Эти произведения, вырубленные нарочито грубо, но предельно точно, хранят связь с традиционной народной деревянной скульптурой. В острые и выразительные композиции мастер фрагментарно вносит цвет, выявляя и дополняя глубину образов.
На протяжении последних десятилетий Комелин работает в двух направлениях – создает станковую скульптуру и объекты, а также выполняет рельефы для православных храмов. Эти разные стороны творчества художника, как две стороны медали, дополняют одна другую. Они и стали основным предметом рассмотрения настоящей выставки.
В крупноформатных объектах, выполненных в последние годы («Вертолет», 2008; «Края разрыва», 2013; «Асимметрия пейзажа», 2013; все – дерево, смешанная техника, собственность автора), Комелин решает проблемы пространства. Для него важен не столько тот объем, который заключен в скульптуре, сколько пространство, сформированное вокруг произведения. Используя «бросовые», лишенные самоценности материалы, мастер проявляет внутреннюю свободу, легко экспериментирует. В произведениях серьезное и глубокое размышление о сущности предмета или явления сосуществует с иронией и художественной провокацией. В этих «сложносочиненных» структурах Комелин не стремится к детализации, он мыслит и творит условно и обобщенно.
Напротив, при работе над церковными произведениями скульптор проявляет внимание к детали, тщательность и скрупулезность исполнения. Рельефы Комелина можно увидеть в храмах Москвы и Тарусы. К данному виду творчества мастер обратился более 20 лет назад. Задолго до этого он был сильно впечатлен белокаменным рельефом XIII века в Юрьеве-Польском, увлекся древнерусской иконой и резьбой.
На выставке впервые демонстрируются шесть каменных рельефов, выполненных для праздничного чина иконостаса храма Воскресения Христова в Переделкине: «Рождество», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим», «Вознесение» (все – 2005–2007, известняк). Также в экспозицию включен созданный для собора Петра и Павла в Тарусе уникальный дубовый поклонный крест (2013). В его десяти клеймах страстного цикла, как и в других церковных произведениях, Комелин следует канону в выборе тематики сюжетов, но в исполнение рельефов привносит собственное, индивидуальное их прочтение – композиционное и пластическое. Он не стилизует изображение. Художественный язык мастера, вобравший опыт архаики, романского и древнерусского искусства, самостоятелен и самодостаточен. В храмовой скульптуре Комелин предпочитает работать с твердым «благородным» материалом – камнем, дубом, – выявляя образные возможности его упругой, «сопротивляющейся» структуры. Мастер тщательно варьирует глубину резьбы, вид подсечек, рассчитывает, сколь выразительны будут тени в зависимости от пространства, в котором предполагается разместить произведение, и от характера его освещения. Композиция и ритм рельефа передают и внутреннюю динамику изображения, и иератизм вневременного предстояния персонажей.
Завершает экспозицию реконструкция фрагмента мастерской скульптора, где соседствуют произведения разных направлений и разных периодов творчества: «Грачи прилетели» (1990-е, металл, дерево), «Шагающий» (2003–2008, дерево, ДСП), «Автопортрет» (2005, доски, металл, все – собственность автора). Собранные вместе, эти работы отражают атмосферу художественного эксперимента, предлагают широкую свободу их интерпретации. При всей эстетике простоты, «бедности» материалов произведения выразительны и красивы. Важно, что серьезность и глубина творческих поисков Комелина не затмевают самоиронию («Автопортрет», 1991, дерево, собственность автора), характерную для его станкового искусства. Улыбку и удивление у зрителя вызовут знаменитые кунштюки Комелина – редкие по красоте каменные, металлические и деревянные замки, причем все они исправно работают.
Аккредитация СМИ в пресс-службе ГТГ
Тел.: 8 495 957 07 92, тел./факс: 8 495 953 33 75; е-mail: