НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Анатолий Комелин. Края разрыва. Скульптура 1980–2010-х годов

c 29 апреля по 11 августа 2013Москва
Анатолий  Комелин. Автопортрет в шляпе. 2000. Дерево, краска, железо. 49х20х20. Собрание автора
Анатолий  Комелин. Замок №17. 1996. Дерево, латунь. 48х43х7. Собрание автора
Анатолий Комелин. Края разрыва. Скульптура 1980–2010-х годов

Пресс-показ состоится 29 апреля в 14:00

Выставка открыта с 30 апреля по 11 августа 2013

Крымский Вал, 10, залы 80–82

Анатолий Федорович Комелин (род. 1953) – один из наиболее ярких и самобытных современных скульпторов. В его творчестве гармонично сочетаются генетический талант мастера, вышедшего из народа, и высокая пластическая культура. Выставка, приуроченная к юбилею художника, демонстрирует итоги деятельности Комелина в области станкового и монументального искусства и в то же время открывает новый этап в его творчестве.

Первоначально, работая в глине и бронзе, Комелин создавал произведения в традициях фигуративной пластики. С течением времени в поисках решений актуальных для себя «формальных» и образных задач он пришел к сдержанному и аскетичному художественному языку. В работах, выполненных в дереве и камне, сначала через условность форм, а позднее через беспредметное изображение скульптор демонстрирует силу и выразительность пластического минимализма.

Родом из деревни близ Вятки, сын столяра, внук кузнеца, Комелин с детства проявлял способность мастерить, «творить» нечто своими руками. Родителями он был отправлен в Барнаул к родственникам, чтобы иметь возможность посещать художественную студию. Позднее, обучаясь на скульптурном отделении одного из старейших художественных учебных заведений России – Пензенском художественном училище им. К.А. Савицкого, Комелин получил глубокое профессиональное образование.

С 1981 года скульптор живет и работает в Москве; в летнее время его мастерской становится дом в Тарусе.

На выставке демонстрируется около 40 произведений из собрания Третьяковской галереи и из мастерской художника. Открывает экспозицию станковая скульптура 1980-х – начала 2000-х годов: «Пастух» (1983), «Грибники» (1993, обе – дерево, ГТГ), «Две» (1999, дерево, краска), «Родители» (1992–2005, дерево, краска, камень), «Автопортрет в шляпе» (2000, дерево, краска, железо, все – собственность автора). Эти произведения, вырубленные нарочито грубо, но предельно точно, хранят связь с традиционной народной деревянной скульптурой. В острые и выразительные композиции мастер фрагментарно вносит цвет, выявляя и дополняя глубину образов.

На протяжении последних десятилетий Комелин работает в двух направлениях – создает станковую скульптуру и объекты, а также выполняет рельефы для православных храмов. Эти разные стороны творчества художника, как две стороны медали, дополняют одна другую. Они и стали основным предметом рассмотрения настоящей выставки.

В крупноформатных объектах, выполненных в последние годы («Вертолет», 2008; «Края разрыва», 2013; «Асимметрия пейзажа», 2013; все – дерево, смешанная техника, собственность автора), Комелин решает проблемы пространства. Для него важен не столько тот объем, который заключен в скульптуре, сколько пространство, сформированное вокруг произведения. Используя «бросовые», лишенные самоценности материалы, мастер проявляет внутреннюю свободу, легко экспериментирует. В произведениях серьезное и глубокое размышление о сущности предмета или явления сосуществует с иронией и художественной провокацией. В этих «сложносочиненных» структурах Комелин не стремится к детализации, он мыслит и творит условно и обобщенно.

Напротив, при работе над церковными произведениями скульптор проявляет внимание к детали, тщательность и скрупулезность исполнения. Рельефы Комелина можно увидеть в храмах Москвы и Тарусы. К данному виду творчества мастер обратился более 20 лет назад. Задолго до этого он был сильно впечатлен белокаменным рельефом XIII века в Юрьеве-Польском, увлекся древнерусской иконой и резьбой.

На выставке впервые демонстрируются шесть каменных рельефов, выполненных для праздничного чина иконостаса храма Воскресения Христова в Переделкине: «Рождество», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим», «Вознесение» (все – 2005–2007, известняк). Также в экспозицию включен созданный для собора Петра и Павла в Тарусе уникальный дубовый поклонный крест (2013). В его десяти клеймах страстного цикла, как и в других церковных произведениях, Комелин следует канону в выборе тематики сюжетов, но в исполнение рельефов привносит собственное, индивидуальное их прочтение – композиционное и пластическое. Он не стилизует изображение. Художественный язык мастера, вобравший опыт архаики, романского и древнерусского искусства, самостоятелен и самодостаточен. В храмовой скульптуре Комелин предпочитает работать с твердым «благородным» материалом – камнем, дубом, – выявляя образные возможности его упругой, «сопротивляющейся» структуры. Мастер тщательно варьирует глубину резьбы, вид подсечек, рассчитывает, сколь выразительны будут тени в зависимости от пространства, в котором предполагается разместить произведение, и от характера его освещения. Композиция и ритм рельефа передают и внутреннюю динамику изображения, и иератизм вневременного предстояния персонажей.

Завершает экспозицию реконструкция фрагмента мастерской скульптора, где соседствуют произведения разных направлений и разных периодов творчества: «Грачи прилетели» (1990-е, металл, дерево), «Шагающий» (2003–2008, дерево, ДСП), «Автопортрет» (2005, доски, металл, все – собственность автора). Собранные вместе, эти работы отражают атмосферу художественного эксперимента, предлагают широкую свободу их интерпретации. При всей эстетике простоты, «бедности» материалов произведения выразительны и красивы. Важно, что серьезность и глубина творческих поисков Комелина не затмевают самоиронию («Автопортрет», 1991, дерево, собственность автора), характерную для его станкового искусства. Улыбку и удивление у зрителя вызовут знаменитые кунштюки Комелина – редкие по красоте каменные, металлические и деревянные замки, причем все они исправно работают.

Аккредитация СМИ в пресс-службе ГТГ

Тел.: 8 495 957 07 92, тел./факс: 8 495 953 33 75; е-mail:

www.museum.ru/N49478
Ваше мнение »»

»»Новая Третьяковка
Адрес:город Москва, Крымский Вал, 10
Проезд:Ст. м. "Октябрьская", "Парк культуры", наземный транспорт до ост. "Центральный парк культуры и отдыха"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 27.12.2024  x    ?  


"Елизавета? Проходите". Музей-заповедник "Царское Село" проводит акцию в день рождения императрицы

Книжные памятники Президентской библиотеки: Россия глазами путешественников

Открытие выставки уникальных и редких икон XIV–XVII веков в Псковском музее-заповеднике

История России – история семей. Род Орловых

Выставка о волшебнике Изумрудного города в Музее кино на ВДНХ

Музей-заповедник "Царское Село" открывает после реставрации личные апартаменты Екатерины II

Выставочный проект "Россия-Беларусь. Пересечение судеб" в Минске

«Не разнять меня с жизнью». Открытый микрофон ко дню памяти Осипа Мандельштама

Выставка костюмных украшений Тамары Белецкой

«Металлические метаморфозы» в Музее янтаря

Уличная новогодняя выставка "Путешествие по Петербургу"

«100 лет и балет. Ёлка к юбилею музея». Выставка в музее «Пресня»

Выставка Эрика Булатова и Олега Васильева «Чудесное путешествие» в Мультимедиа Арт Музее, Москва

День памяти Сергея Есенина в Константинове

Фарфоровые тарелки с российскими двуглавыми орлами из Кремлёвского сервиза. Дар Е.П. Бородиной

Выставка подлинных открыток конца XIX - начала XX вв. в Русском музее фотографии

Легендарный жираф-долгожитель Самсон украсил экспозицию Дарвиновского музея

Выставка «PF - Поздравления к Новому году» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Озарения. Детская выставка в Шерметевском дворце

Московский петербуржец (Другой Чарухин)

Выставка «Сказочная ёлка» на ВДНХ

Образы Востока в советском и современном фарфоре. Из цикла «Поднесение к Рождеству»

Выставка "110 | Российский дизайн 1915-2025" в Московском музее дизайна в Новой Третьяковке

К 225-летию А.С. Пушкина. Открытие обновлённой экспозиции в Музее А.С. Пушкина в Берново

Концертная программа "Рождество с Хором Минина" в Государственном историческом музее

Фестиваль "Новогодняя кутерьма" в Гатчине

Выставка «Белая палитра» в Новосибирском художественном музее

Новая экспозиция «Защитники южных рубежей России XVI-XVII веков» в Тульском кремле


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru