Те, кто знаком с Надей Кузнецовой, знают, что она не только фотограф: кому-то она известна как график, немногие знают ее с живописной стороны. В фотографических сериях, принесших ей известность, близость между собой этих трех художественных практик, ощущается очень сильно: фотография визуально может переходить в графику, или под видом акварели - в живопись.
Героями портретов, представленных на выставке, являются люди, хорошие знакомые автора. Это писатели, художники, философы ...
Здесь средствами фотографии воспроизведена одна из опознавательных черт живописного портрета XVII века - темный фон и фигура, выступающая из темноты. Это максимум романтики, которую позволяет себе автор, - все остальное на совести персонажей. Ведь фотопортреты, пусть даже они восходят к живописным прообразам, значат в современности совсем другое. В отличие от сеансов живописи, фотография означает еще и экономию времени для модели. Общую психологическую историю модель и автор переживают сейчас компактно, и на то, чтобы раскрыться друг другу, есть час или два.
Не пытаясь приблизить фото к живописи, Надя Кузнецова в фотографии старается обособить время, текущее слишком обыкновенно.
Герои этих портретов принадлежат к одному кругу людей, смысл которого интуитивно понятен каждому и оттого не нуждается в описании. Тем более, что язык такого описания остался где-то в прошлом: не скажешь же, «портреты петербургской интеллигенции» - сейчас это звучит слишком выспренно, прибегать к подобным регистрам приходится все реже. Однако по сути это так, - и серия фотопортретов Нади Кузнецовой прекрасна еще и тем, что дает возможность напомнить себе и другим о существовании таких особых слов и важных понятий.