В Художественном музее Великого Новгорода открывается выставка из собрания Пушкинского Заповедника. Она погружает зрителя в мир русской усадебной культуры, мир пушкинского Слова, знакомит с творческой лабораторией поэта. Рабочим кабинетом стало для Пушкина Михайловское. Сначала ссылка - «два года незаметных», - а после желание возвращения и само возвращение, поскольку: «Не любить деревни простительно монастырке, только что выпущенной из клетки, да 18-летнему камер-юнкеру – Петербург прихожая, Москва девичья, деревня же наш кабинет. Порядочный человек по необходимости проходит через переднюю и редко заглядывает в девичью, а сидит у себя в своем кабинете» («Роман в письмах»).
Время михайловского заточения (1824 - 1826 гг.) стало временем интенсивной работы, временем отчаяния и торжества, поиска и озарений. В этот период создано более ста произведений, среди них - «деревенские главы» романа в стихах «Евгений Онегин». В 2013 году исполняется 190 лет со времени начала работы А. С. Пушкина над этим произведением и 180 лет выхода в свет отдельного издания романа, собравшего воедино главы, публиковавшиеся на протяжении ряда лет.
Погрузиться в атмосферу романа позволяют подлинные предметы I половины XIX века, обозначающие два мира – мужской и женский. Здесь то, что традиционно составляло мир русской усадьбы - книжные издания, входившие в круг чтения Татьяны Лариной и Евгения Онегина, «летучие листки альбома» (напоминание об альбомах «уездных барышень»), «столбик с куклою чугунной» (отсылающий к описанию кабинета Онегина), а также предметы быта пушкинской поры. В диалог с пушкинской эпохой вступают иллюстрации Юрия Михайловича Игнатьева (1930 – 1992) к роману «Евгений Онегин», созданные во второй половине ХХ века.
Образ русской усадьбы предстает и в живописных произведениях из собрания Пушкинского Заповедника. Михайловское вошло в круг художественных интересов в I половине XIX века. На протяжении почти двух столетий интерес художников к пушкинским местам Псковской земли не иссякает. Круг художников представлен именами Виктора Попкова, Леонида Гервица, Сергея Репина. Тематически полотна представляют «географию» заповедника: Михайловское, Тригорское, Петровское… Вспомним слова легендарного Хранителя Семена Степановича Гейченко: «Прекрасен Пушкин прочитанный. Но Пушкин, узнанный в рощах, парках и усадьбах Михайловского и Тригорского, становится для нас еще богаче».
Д. С. Плотникова,
главный хранитель музейных фондов