Книга на острие современного искусства
Спецпроект 5 Московской биеннале современного искусства
Кураторы: Михаил Погарский, Виктор Лукин
Организаторы: Российская Государственная библиотека искусств
Международное объединение Книга художника
Оргкомитет: Василий Власов, Виктор Лукин, Михаил Погарский, Виталий Пацюков Александра Орлова
Список участников:
Н. Алексеев, Л. Тишков, М. Карасик, И. Шелковский, Л. Соков, В. Власов, И. Макаревич, В. Лукин, Т. Антошина, А. Джикия, М. Молочников, В. Гоппе, О. и А. Флоренские, М. Погарский, А. Парыгин, С. Шутов, П. Перевезенцев, С. Якунин, В. Хлебникова, В. Орлов, В. Корчагин, В. Смоляр, С. Никольская, С. Миклашевич.
При поддержке Издательства Тимофея Маркова и AP-TM PrintmakingStudio
Место проведения: Российская Государственная библиотека искусств. Ул. Большая Дмитровка, д. 8/1
Время: 12.09-05.10.13
Вернисаж: 12 сентября в 17-00
Концепция:
Книга художника в период слома культурных парадигм начинает играть одну из ключевых ролей. Формат книги художника позволяет осуществлять симбиоз, казалось бы предельно разнородных, а иногда и конфликтующих, жанров, технологий, направлений и стратегий современного искусства. Более того, Книга художника способна осуществлять преемственность культур, связь времён, возрождение традиций. Как оказалось, теоретический и практический инструментарий Книги художника способен справиться практически со всеми проблемами постмодернизма. И в то время, когда обычная книга начинает во многом сдавать позиции перед книгой электронной, Книга художника наоборот приобретает всё большую и большую значимость, позволяя с одной стороны возродить аудитактильную культуру древнего мира, а с другой стороны пополняя свой аппарат новейшими медиальными технологиями.
Книга художника всегда опережала время. Это можно сказать и о книгах Уильяма Блейка, которые были для XVII века революционными и по форме и по содержанию и по самому подходу к книге как к инструменту для авторского высказывания. Это, безусловно, относится и к книгам футуристов, взорвавших все книжные каноны и вдохнувших в книгу принципиально новую эстетику. Это, конечно же, и artist’s book, появившееся в 60-е годы прошлого века и возглавившее протестное движение нового искусства против засилья галерей и музеев. Это, несомненно, относится и к современной книге художника, опережающей многие новейшие тенденции, как в искусстве, так и в литературе.
Книга художника – это, несомненно, отклонение от магистрального шествия традиционной книги. Но это отклонение сродни греческому понятию «клинамен», введенному Эпикуром и Лукрецием Каром, благодаря которому только и возможно зарождение новых сущностей.
Настоящий проект представляет один из срезов современного искусства, в котором показаны наиболее яркие и значительные работы, осуществлённые в формате Книга художника. В нём представлены как работы сделанные на начальном этапе формирования жанра, так и книги современных художников, созданные в последние годы