Йоуханнес Свейнссон Кьярваль
(1885-1972)
26 сентября в Мраморном дворце Русского музея открылась ретроспективная выставка выдающегося исландского художника Йоуханнеса Свейнссона Кьярваля, приуроченная к 70-летию установления дипломатических отношений между Россией и Исландией. Первый показ произведений художника в России — долгожданное событие для обеих стран. Исландское искусство малоизвестно российской публике и теперь у нее есть редкий шанс познакомиться с творчеством одного из основоположников национального изобразительного искусства этой страны. На экспозиции представлены ключевые работы мастера - 42 произведения живописи и графики разных лет творчества из собраний Художественного Музея Рейкьявика, Национальной Галереи Исландии и частных коллекций.
Выставка проходит в рамках «Недель Северных стран в Санкт-Петербурге» (14 сентября -24 октября 2013 года, www. nordicweek.ru)
История изобразительного искусства Исландии довольно коротка. Трудная судьба одной из самых своеобразных стран Европы — бедность, длительная борьба народа за выживание, за независимость сначала от Норвегии, а потом Дании - останавливали развитие всех видов искусства. Только к концу ХIX века, когда начинают происходить экономические и социальные изменения, появляются первые исландские художники. Так как в Исландии еще не было своей художественной школы, они учились в Копенгагене и работали в традициях датской академической школы. В начале ХХ века началась активная борьба за независимость, завершившаяся обретением суверенитета в 1918 году и основанием в 1944 году Республики Исландии. В это время появляются подлинно народные художники, сумевшие выработать свой изобразительный язык. Среди них был и Кьярваль.
Имя Кьярваля — одно из самых значимых в художественном наследии Исландии. Йоуханнес Свейнссон родился в 1885 году в местечке Эфри-Эй в Медадланде на юго-востоке Исландии в семье обедневшего фермера. Маленький Йоуханнес учился рисовать самостоятельно, несмотря на то, что в удаленном поселении не было не только школы, но даже картинок никто не видел, не говоря об известных полотнах. В 1904 году Кьярваль перебрался в столицу Рейкьявик, где у него было больше возможностей приобщиться к искусству. Он заканчивает два класса средней школы, работает на рыболовном судне, а все свободное время отдает творчеству. Здесь он знакомится с первопроходцами исландской живописи - Аусгримюром Йоунссоном и Тоураринном Торлаукссоном и берет у них уроки. В 1908 году состоялась первая персональная выставка Кьярваля в Рейкьявике, на которой преобладали морские пейзажи. Группа молодых прогрессивных идеалистов, проникнутых идеями борьбы за независимость, заметила яркий талант и целеустремленность начинающего художника. Благодаря их усилиям и помощи многих меценатов удалось собрать средства на обучение художника за границей.
В 1911 году Йоуханнес Свейнссон берет себе творческий псевдоним Кьярваль по имени ирландского короля и в возрасте 26 лет отправляется в Лондон. Поступить в Королевскую Академию художеств ему не удалось, но за два года он открыл для себя огромный мир искусства и культуры, познакомился с творчеством знаменитых художников Уильяма Тернера и Уильяма Блейка. Чувствуя ответственность перед друзьями и спонсорами, он решает отправиться в Копенгаген, где изучает живопись сначала в Технической школе, а затем его принимают и в Датскую Королевскую Академию изящных искусств, которую Кьярваль оканчивает в 1918 году, получив классическое академическое художественное образование.
Привыкший к интенсивному труду в море, Кьярваль в поразительно короткий срок овладел тайнами мастерства. Тем не менее, художник хорошо понимал свои истоки и ту пропасть, которую ему предстояло преодолеть как личности, и как представителю народа, у которого не было классических традиций в изобразительном искусстве. В годы Первой Мировой Войны художественная среда Копенгагена расцветает – вынужденное возвращение датских художников на родину из Парижа и других центров художественного новаторства, способствовало появлению самых радикальных идей. Город стал центром скандинавского модернизма. За время учебы Кьярваль изучил и впитал ведущие направления современного искусства - различные грани модернизма, футуризма, в его творчестве наступает период экспериментов и профессионального роста. Он разрабатывает собственную кубистическую технику, которая оказала серьезное влияние на дальнейшее формирование самобытного и узнаваемого художественного языка автора.
В 1920 году вместе с семьей Кьярваль совершает путешествие по Италии. Его поражает архитектура Рима и Флоренции. Здесь он мало занимается живописью, но создает множество рисунков улиц, домов, прохожих; полный впечатлений - пишет статьи по обустройству и украшению Рейкьявика. Спустя два года он возвращается на родину, но в малочисленном исландском обществе для художника просто не нашлось возможностей зарабатывать на жизнь и содержать семью. В 1924 году Кьярваль получает единственный за всю карьеру государственный заказ на исполнение фресок для здания главного управления Национального банка на тему рыболовства. Тяжелые реалии жизни в Исландии привели к разводу с женой, уехавшей в 1925 году с детьми в Данию. С этого времени художник жил у себя в мастерской один, целиком отдаваясь творчеству. Только в 1928 году Кьярваль съездил в Париж, где занимался пленэрной живописью, создавая картины схожие с живописью французских импрессионистов. Опыт работы на природе стал для него откровением и переломным моментом в творчестве. По возвращении в Исландию он меняет манеру письма. С 1930 года пейзаж занял главное место в творчестве Кьярваля. Образы родной природы всегда были близки его сердцу, и он принимает решение, определившее всю его последующую жизнь и творчество - отправиться в путешествие по Исландии, работать на открытом воздухе.
Свою работу Кьярваль начал в Тингведлире ( в Полях Тинга) — месте, где собирался первый в Исландии парламент (Альтинг), являющийся для исландцев древним символом свободолюбия нации. Созданные здесь произведения Кьярваля, наряду с эстетической значимостью, приобрели и патриотическое звучание, хотя сам автор к этому не стремился. Все свое творчество Кьярваль посвятил родной земле, природе. Он оставался верен своим корням, находя мощный источник вдохновения в сельской исландской общине, народном фольклоре, сказках, легендах, стихах поэтов-романтиков. На протяжении шестидесятилетнего творческого пути суть философии Кьярваля оставалась неизменной — у природы есть душа. Он воспевал суровую, угрюмую северную природу, где долгие зимы, холодные ветра, заснеженные пространства издавна определяют судьбу человека.
Кьярваль писал пейзажи природы в разное время года. Он сосредотачивал внимание на изменчивом характере природы, игре красок и света, любил возвращаться к изображению одного и того же места, рисуя его при разном освещении. В основном художник писал горы, застывшую лаву и пробивающийся сквозь нее мох, сумев передать зрителю почти физическое ощущение богатства формы, фактуры и оттенков, казалось бы скудной природы. Обыденный, невзрачный пейзаж обрел в его работах удивительную красоту — в этом заключается новаторство Кьярваля. В своих произведениях он сумел объединить темы исландской культуры с инновационным подходом к живописи.
Художник создавал не только пейзажи, но и портреты, абстрактную и фигуративную живопись. Но особенно интересны его работы другого плана, которые сам автор называл «фантазиями». Они имеют много общего с символизмом. Эти работы отражают убежденность художника в том, что мир — это не только то, что подвластно нашему зрению, но и - невидимые измерения. Он населял свои пейзажи фантастическими существами – эльфами, таинственным «подземным народцем», ангелами с крыльями или фигурками людей. В Исландии всегда была широко распространена вера в существование сверхъестественных созданий, при этом никогда не существовало четкой границы между осязаемой реальностью и скрытыми мирами. Эта глубокая вера и являлась источником символической живописи Кьярваля. Со временем необычные существа Кьярваля стали отличительной чертой его работ, они появляются не только в картинах- «фантазиях», но и на фоне реальных пейзажей, вырастая в скалистых горах, отражаясь в облаках, чуть заметные и призрачные. Эти тенденции заметны в картине «Первый снег» (1953 г.). Так Кьярваль создал в исландском пейзажном искусстве новое течение. Его рисунки, также представленные на выставке, служили основой для создания живописных полотен. Они интересны и как самостоятельные произведения.
Кьярваль стал символом культурного возрождения исландского народа в начале ХХ века, сумев приблизить изобразительное искусство страны к современной европейской культуре после столетий застоя. Работы Кьярваля широко демонстрировались за пределами Исландии на многочисленных выставках по всему миру. В 1945 году на выставке в галерее Листаманнаскаулинн почти все произведения Кьярваля были распроданы в первый же час работы. Он представлял Исландию на биеннале в Венеции в 1960 году. Кьярваль оставил огромное творческое наследие – около 10 000 произведений искусства, также он писал стихи, рассказы, пьесы и статьи.
Кьярваль безгранично любим народом Исландии и признан самым романтичным художником. Многие исландцы говорят, что глазами Кьярваля они по-новому научились видеть свою страну. В 1973 году в Рейкьявике был открыт музей имени Кьярваля. Портрет художника изображен на лицевой стороне национальной банкноты в 2000 исландских крон, а на оборотной стороне воспроизведены его картина «Тоска по полету» и рисунок «Женщина и цветы». В 1977 году певица Бьорк написала и исполнила композицию для флейты «Йоуханнес Кьярваль», которую включила в свой дебютный альбом.
Выставка продлится до 4 ноября