Выставка «…И заложи Новгород и сдела каменный город…» в Пушкинском Заповеднике из фондов Государственного музея художественной культуры новгородской земли.
Это часть большого проекта «С чего начинается Родина…» по организации обмена выставками между музеями Новгородского и Псковского региона, реализуемого в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012 - 2016)».
Проект позволил продемонстрировать зрителю в августе-октябре коллекцию из фондов Государственного мемориального историко-литературного и природно-ландшафтного музея - заповедника А. С. Пушкина «Михайловское» (Пушкинский заповедник) в Великом Новгороде в Музее художественной культуры Новгородской земли. В Псковском регионе в октябре-ноябре на выставке «…И заложи Новгород и сдела каменный город…» в залах музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское» будет представлено 35 живописных произведений и 36 произведений графики - экспонаты из фондов Музея художественной культуры Новгородской земли.
В трех разделах выставки «…И заложи Новгород и сдела каменный город…» представлен Великий Новгород – древний, послевоенный и современный:
1 раздел «Новгород Древний»: история новгородской земли с древнейших времен.
2 раздел «Восставший из руин»: восстановление Новгорода после Великой Отечественной войны, реставрационные работы.
3 раздел «Новгород сегодня»: люди, события, судьбы.
Страницы древней истории Новгородской земли представлены в живописных работах Г. М. Штендера, Д. В. Журавлева, С. С. Рубцова. Д. В. Журавлев создает в традициях новгородской иконописи яркий образ святого А. Невского с копьем в руке, с нимбом и крыльями, как вечного воина, защищающего Великий Новгород. Ученый, архитектор-реставратор, живописец Г. М. Штендер в 60-70-ые годы создал многолетний цикл живописных полотен «Древний Новгород».
Восстановление Новгорода после Великой Отечественной войны, люди, героически восстановившие город и его памятники представлены в работах Ю. И. Ерышева, Д. С. Кондратьева, Г. Г. Филипповой, А. С. Мищенко. Ю. Ерышев возвращает нас в грозные 40-вые, когда обгоревший, израненный артобстрелами новгородский кремль держится как воин под сурово нависшими над ним небесами, и могучие колокола звонницы Софийского собора беспомощно лежат в грязном смешанном взрывами с землею снегу. Метафорично творчество Д. Кондратьева. На его полотнах всегда присутствует горькая драматическая нота, повествуя о нелегкой судьбе русского народа, всегда надеющегося на совесть и правду.
Новгород современный зритель увидит в картинах В. С. Сахаровой, В. Ф. Булганина, О. Н. Саулова.
У каждого из художников свой Новгород, любимый и неповторимый... А вот любовь к нему – на всех одна. Они не устают любоваться его церквами и соборами, слушать звон колоколов Софийской звонницы и монастырей в его окрестностях, чувствовать, как живет, движется, меняется на их глазах Великий Новгород. И все вместе они художественным языком пишут новые страницы его истории.