НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Александр Тихомиров. Не предавая забвению…

c 16 октября по 17 ноября 2013Москва
Еврейский музей и Центр толерантности
Еврейский музей и центр толерантности,

Фонд наследия художника А.Д. Тихомирова

представляют выставку

«Александр Тихомиров. Не предавая забвению…»

(графические циклы «Холокост», «Освенцим», «Бабий Яр»)

пресс-показ 16 октября в 16.00

вернисаж 16 октября в 18.00

Выставка открыта для посетителей с 17 октября по 17 ноября 2013

Имя Александра Дмитриевича Тихомирова (1916–1995), живописца и графика, стало широко известно сравнительно недавно, когда прошли его крупные персональные выставки в Государственном Центральном музее современной истории России (Москва, 2010), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург, 2011) и Государственном музее искусства народов Востока (Москва, 2012). Эти выставки открыли зрителю яркого и самодостаточного художника, обладавшего собственным творческим методом и диапазоном тем, чуждого как разрешенному искусству, так и неофициальной культуре 1950–1990-х, восприимчивого к самым новым системам и направлениям искусства XX столетия. Хотя в историю официального советского искусства 1950–1970-х годов А. Д. Тихомиров вошел как автор ленинианы, создавший самый большой в мире портрет вождя (42?22 м), который размещался в праздники на фасаде здания МИД в Москве.

На выставке в Еврейском музее и центре толерантности будут впервые представлены работы А. Д. Тихомирова, составляющие ранее неизвестный, но очень существенный пласт творчества мастера. Это трагические, пронзительные графические листы 1950–1980-х годов, посвященные теме Холокоста. Они были найдены наследниками менее года назад – при разборе архива дочери Тихомирова, Анны, тоже художницы. Среди ее эскизов и графических листов оказалась папка с надписью «Холокост», сделанной рукой Тихомирова. Эта случайная находка и послужила импульсом для организации выставки «Не предавая забвению…».

Ранее наследникам были известны всего несколько работ художника на эту тему; полотно «Освенцим» (1967), рисунки «Воспоминание (Бабий Яр)», «Бабий Яр» (оба – 1955) экспонировались на выставках, были опубликованы в каталогах.

Обнаруженный графический цикл побуждает переосмыслить творческий путь А.Д. Тихомирова, осознать ценностные приоритеты его жизни и увидеть в авторе большую уникальную личность.

Биография Тихомирова кажется вполне благополучной. Он родился в семье инженера-строителя, выходца из русской крестьянской среды, перебравшегося в 1910-х годах из деревни Калужской губернии в процветавший многонациональный Баку. После 6 классов школы Тихомиров перешел на рабфак и параллельно работал в Бакинской живописной мастерской рекламы. В 1934 году поступил на 2-й курс Бакинского художественного училища, в класс ученика И. Е. Репина Ильи Герасимовича Рыженко. В 1944 году переехал в Москву и поступил на графический факультет в Московский государственный художественный институт (с 1948 г. – им. В. И. Сурикова), сразу на третий курс, в мастерскую знаменитого «русского сезанниста», участника «Бубнового валета» Александра Александровича Осмеркина. Но уже на 4-м курсе был исключен, как и его учитель, по обвинению в «формалистических тенденциях». Затем последовали 27 лет работы в Московском комбинате декоративно-оформительского искусства (КДОИ): выполнение официальных заказов, в том числе ленинских портретов, оформление государственных праздников. После ухода на пенсию в 1976 году художник работал независимо, в творческом одиночестве и в «подполье»: его картины не появлялись на официальных выставках вплоть до 1987 года, когда состоялась первая персональная выставка живописи и графики А. Д. Тихомирова в г. Орле. Источниками его вдохновения были произведения великих мастеров прошлого, любимые книги, Библия, классическая музыка, Шекспир, commedia dell’arte, кинематограф.

Но оказывается, все это время, с начала 1950-х до 1980-х, художник работал еще над одной темой – трагической темой Холокоста, массового уничтожения людей различных этнических и социальных групп, в первую очередь евреев, в военное время нацистами. Переживая ее как личную боль, он вновь и вновь возвращался к образам узников, военнопленных, невинных людей, замученных в концлагерях, расстрелянных в Бабьем Яру. Художник создал 60 черно-белых рисунков – графитом, углем, шариковой ручкой, иногда к черному добавляя синие чернила. И эти листы невероятной эмоциональной силы и напряженности, не предназначенные для широкого показа, ложились «в стол».

Надо признать, что в Советском Союзе шла активная работа по установлению монументов и памятников героям, событиям и жертвам Великой Отечественной войны, за них регулярно давались Ленинские и Государственные премии. В конце 1960-х – начале 1970-х появились значительные ансамбли в лагере Саласпилс (Латвия), в деревнях Пирчюпис (Литва) и Хатынь (Белоруссия). Тем не менее, истинная информация о страшных расстрелах в Бабьем Яру, о гибели тысяч людей замалчивалась и искажалась. Можно предположить, что А. Тихомиров знал о неопубликованной в СССР «Черной книге» И. Эренбурга и В. Гроссмана, был знаком с журнальными статьями

В. Некрасова, произведениями Л. Озерова, Е. Евтушенко и А. Кузнецова, посвященными Бабьему Яру.

Обращение А.Д. Тихомирова к знаковым трагическим событиям ХХ века, которые символизируются словами «Освенцим», «Бабий Яр», «Холокост», входило в общую линию осмысления им общечеловеческих проблем преступления и наказания, вины и ее переживания, чужой беды и ее включения в собственный духовный опыт. Свободное владение средствами новой образности XX века, опыт работы в монументально-декоративном искусстве позволили художнику предельно точно и эмоционально передать свое прочтение сложной и тяжелой темы Холокоста. Главный мотив и выразительный элемент рисунков Тихомирова – фигура человека: одинокая – бесплотная, пронзительно лирическая или мощная, обладающая почти скульптурной пластикой; или являющаяся частью многофигурной композиции – то резко динамической, то застывшей, скорбно величественной. Через изображение человеческого тела, его пластики и жестов, прибегая к деформации форм, контрастам черного и белого, диагональным построениям и пересечениям форм, перебивающимся ритмам, экспрессивному штриху, художник передает нечеловеческие боль, страдание, отчаяние.

Сегодня о таком страшном явлении, как Холокост, вспоминать тяжело, кому-то – неудобно и некомфортно. Выставка рисунков А. Д. Тихомирова возвращает нас к нашей исторической памяти, не позволяя забыть о трагических ошибках истории.

Выставка организована Фондом наследия художника А. Д. Тихомирова.

К выставке издан иллюстрированный каталог

www.museum.ru/N51146
Ваше мнение »»

»»Еврейский музей и центр толерантности
Адрес:город Москва, ул. Образцова, д. 11, строение 1А
Проезд:Ст. м. "Достоевская", "Марьина роща", "Менделеевская"
Телефоны:(495) 645-05-50
сайт:www.jewish-museum.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: выставки

важные события  x    ?  

новости от 28.03.2024  x    ?  


Выставка к 215-летию со дня рождения Н.В. Гоголя в Российской национальной библиотеке

Браво, Боголюбов! К 200-летию со дня рождения художника

Выставка «Праздник Благовещения» в Музее имени Андрея Рублева

Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова

Выставка "Дикое поле. В вечном движении" в Государственном историческом музее

Образ художника и слово писателя. Иллюстрации Б. Непомнящего к произведениям Ф.М. Достоевского

Выставка "Время жить и помнить" в Музее политической истории России

Сергей Иванович Мосин – легенда оружейной Тулы. К 175-летию выдающегося конструктора

Марина Аргунова «Мальчишки и девчонки». Фотография

Конкурс «Наш Шолохов»

Персональная выставка Андрея Блиока в Музее современного искусства АРТМУЗА

Наследники Данилы-Мастера

Выставка «Крым – 80-летие подвига» в Музее Победы

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Выставка "Весна-2024" в Большом зале Санкт-Петербургского союза художников

Художественная резиденция в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Солдаты милосердия». Выставка музея-заповедника «Сталинградская битва» в Туле

Маршруты особой важности. К 85-летию спецсвязи

Выставка "По обе стороны рампы" в Иркутском музее декабристов

Живое и Мертвое. Экологическая фантазия

Коллаж как продолжение театра

Выставка «Преемственность поколений» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Экзотические птицы. Пернатые обитатели зоопарков мира в кадрах фотографа Александра Авалова

Звери и птицы Ирины Маковеевой

Выставка "Однажды бабочке приснилось..." в Дарвиновском музее

Искусство и декорация как повседневность античности


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru