Еврейский музей и центр толерантности,
Фонд наследия художника А.Д. Тихомирова
представляют выставку
«Александр Тихомиров. Не предавая забвению…»
(графические циклы «Холокост», «Освенцим», «Бабий Яр»)
пресс-показ 16 октября в 16.00
вернисаж 16 октября в 18.00
Выставка открыта для посетителей с 17 октября по 17 ноября 2013
Имя Александра Дмитриевича Тихомирова (1916–1995), живописца и графика, стало широко известно сравнительно недавно, когда прошли его крупные персональные выставки в Государственном Центральном музее современной истории России (Москва, 2010), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург, 2011) и Государственном музее искусства народов Востока (Москва, 2012). Эти выставки открыли зрителю яркого и самодостаточного художника, обладавшего собственным творческим методом и диапазоном тем, чуждого как разрешенному искусству, так и неофициальной культуре 1950–1990-х, восприимчивого к самым новым системам и направлениям искусства XX столетия. Хотя в историю официального советского искусства 1950–1970-х годов А. Д. Тихомиров вошел как автор ленинианы, создавший самый большой в мире портрет вождя (42?22 м), который размещался в праздники на фасаде здания МИД в Москве.
На выставке в Еврейском музее и центре толерантности будут впервые представлены работы А. Д. Тихомирова, составляющие ранее неизвестный, но очень существенный пласт творчества мастера. Это трагические, пронзительные графические листы 1950–1980-х годов, посвященные теме Холокоста. Они были найдены наследниками менее года назад – при разборе архива дочери Тихомирова, Анны, тоже художницы. Среди ее эскизов и графических листов оказалась папка с надписью «Холокост», сделанной рукой Тихомирова. Эта случайная находка и послужила импульсом для организации выставки «Не предавая забвению…».
Ранее наследникам были известны всего несколько работ художника на эту тему; полотно «Освенцим» (1967), рисунки «Воспоминание (Бабий Яр)», «Бабий Яр» (оба – 1955) экспонировались на выставках, были опубликованы в каталогах.
Обнаруженный графический цикл побуждает переосмыслить творческий путь А.Д. Тихомирова, осознать ценностные приоритеты его жизни и увидеть в авторе большую уникальную личность.
Биография Тихомирова кажется вполне благополучной. Он родился в семье инженера-строителя, выходца из русской крестьянской среды, перебравшегося в 1910-х годах из деревни Калужской губернии в процветавший многонациональный Баку. После 6 классов школы Тихомиров перешел на рабфак и параллельно работал в Бакинской живописной мастерской рекламы. В 1934 году поступил на 2-й курс Бакинского художественного училища, в класс ученика И. Е. Репина Ильи Герасимовича Рыженко. В 1944 году переехал в Москву и поступил на графический факультет в Московский государственный художественный институт (с 1948 г. – им. В. И. Сурикова), сразу на третий курс, в мастерскую знаменитого «русского сезанниста», участника «Бубнового валета» Александра Александровича Осмеркина. Но уже на 4-м курсе был исключен, как и его учитель, по обвинению в «формалистических тенденциях». Затем последовали 27 лет работы в Московском комбинате декоративно-оформительского искусства (КДОИ): выполнение официальных заказов, в том числе ленинских портретов, оформление государственных праздников. После ухода на пенсию в 1976 году художник работал независимо, в творческом одиночестве и в «подполье»: его картины не появлялись на официальных выставках вплоть до 1987 года, когда состоялась первая персональная выставка живописи и графики А. Д. Тихомирова в г. Орле. Источниками его вдохновения были произведения великих мастеров прошлого, любимые книги, Библия, классическая музыка, Шекспир, commedia dell’arte, кинематограф.
Но оказывается, все это время, с начала 1950-х до 1980-х, художник работал еще над одной темой – трагической темой Холокоста, массового уничтожения людей различных этнических и социальных групп, в первую очередь евреев, в военное время нацистами. Переживая ее как личную боль, он вновь и вновь возвращался к образам узников, военнопленных, невинных людей, замученных в концлагерях, расстрелянных в Бабьем Яру. Художник создал 60 черно-белых рисунков – графитом, углем, шариковой ручкой, иногда к черному добавляя синие чернила. И эти листы невероятной эмоциональной силы и напряженности, не предназначенные для широкого показа, ложились «в стол».
Надо признать, что в Советском Союзе шла активная работа по установлению монументов и памятников героям, событиям и жертвам Великой Отечественной войны, за них регулярно давались Ленинские и Государственные премии. В конце 1960-х – начале 1970-х появились значительные ансамбли в лагере Саласпилс (Латвия), в деревнях Пирчюпис (Литва) и Хатынь (Белоруссия). Тем не менее, истинная информация о страшных расстрелах в Бабьем Яру, о гибели тысяч людей замалчивалась и искажалась. Можно предположить, что А. Тихомиров знал о неопубликованной в СССР «Черной книге» И. Эренбурга и В. Гроссмана, был знаком с журнальными статьями
В. Некрасова, произведениями Л. Озерова, Е. Евтушенко и А. Кузнецова, посвященными Бабьему Яру.
Обращение А.Д. Тихомирова к знаковым трагическим событиям ХХ века, которые символизируются словами «Освенцим», «Бабий Яр», «Холокост», входило в общую линию осмысления им общечеловеческих проблем преступления и наказания, вины и ее переживания, чужой беды и ее включения в собственный духовный опыт. Свободное владение средствами новой образности XX века, опыт работы в монументально-декоративном искусстве позволили художнику предельно точно и эмоционально передать свое прочтение сложной и тяжелой темы Холокоста. Главный мотив и выразительный элемент рисунков Тихомирова – фигура человека: одинокая – бесплотная, пронзительно лирическая или мощная, обладающая почти скульптурной пластикой; или являющаяся частью многофигурной композиции – то резко динамической, то застывшей, скорбно величественной. Через изображение человеческого тела, его пластики и жестов, прибегая к деформации форм, контрастам черного и белого, диагональным построениям и пересечениям форм, перебивающимся ритмам, экспрессивному штриху, художник передает нечеловеческие боль, страдание, отчаяние.
Сегодня о таком страшном явлении, как Холокост, вспоминать тяжело, кому-то – неудобно и некомфортно. Выставка рисунков А. Д. Тихомирова возвращает нас к нашей исторической памяти, не позволяя забыть о трагических ошибках истории.
Выставка организована Фондом наследия художника А. Д. Тихомирова.
К выставке издан иллюстрированный каталог