Особняк Румянцева, вход с Английской наб., 44
Выставка представляет коллекцию живописных полотен из собрания арт-галереи «Модус Вивенди» - около 20 цветочных натюрмортов кисти голландских и фламандских живописцев XVII - начала XVIII столетия. Дополняют экспозицию роскошные букеты из живых цветов. Посетители выставки не только смогут полюбоваться живописными цветочными композициями, но и узнать о сложной многозначной символике голландского и фламандского натюрморта, расшифровать забытый в современном мире загадочный «язык цветов».
Экспонирующиеся на выставке работы художников XVII – начала XVIII века отражают разные этапы и тенденции развития жанра голландского и фламандского цветочного натюрморта. В их числе произведения мастеров из знаменитого семейства Брейгелей: Яна Брейгеля Младшего, Яна Питера Брейгеля, Фердинанда Брейгеля; а также Яна Баптиста Босхарта, Гаспара Питера Вербрюггена Младшего, Гуальтериуса (Воутера) Гисартса, Яна Филипа ван Тилена, Петера Кастелса III, Мишеля Джозефа Спекаерта, Эгидиуса Нейманса, Яна ван Хейсума и других. Особый интерес представляют чрезвычайно редкие картины женщин-живописцев того времени – утрехтской художницы Алиды Витхоос и художницы из Гарлема - Якобы Марии Троост ван Никеле.
Впервые натюрморт оформился как самостоятельный жанр именно в изобразительном искусстве Голландии и Фландрии XVII века. Цветочный натюрморт получил особую популярность. Это во многом объяснялось большой любовью фламандцев и голландцев к цветоводству и садоводству. Роскошные цветочные композиции, отражавшие красоту окружающего вещественного мира, создавались не только и не столько для эстетического наслаждения. В основе этих произведений лежал глубокий иносказательный, в каких-то случаях религиозный, в каких-то – нравоучительный смысл. Каждый цветок в композиции имел свое символическое значение.
Например, существовал особый вид натюрморта «Vanitas vanitatis» («Суета сует»), являющегося аллегорией быстротечности и тленности всего земного. На выставке к этому типу натюрморта относятся работы Фердинанда Брейгеля, Эгидиуса Нейманса, Яна Эверта Морела и Алиды Витхоос: запечатленные на них букеты в вазах олицетворяют человеческую жизнь, изображения бабочек и шмелей символизируют бессмертную душу, а увядшие цветы и осыпавшиеся лепестки напоминают о бренности материального мира.
Другой распространенный тип цветочной композиции – цветочная гирлянда, обрамляющая медальон с изображением Богоматери, святых, библейских сцен. Подобные «картины в картине» представлены в экспозиции работами Гуальтериуса (Воутера) Гисартса, Яна Брейгеля Младшего, Яна Филипа ван Тилена и Яна Баптиста Босхарта.
Стоимость билетов: полный - 150 руб., льготный - 100 руб.