Проект «Большой портрет» и Московский музей современного искусства представляет выставку фотографий Владимира Познера, выполненных фотографом Игорем Ганжой. Один из лучших российских портретистов снял одного из лучших российских журналистов. Получился удивительный проект. С одной стороны, он открывает нам настоящего Познера, который и глубже, и сложнее своего телевизионного образа. С другой сторо-ны, перед нами пример тонкого и глубокого психологического исследования через фотографию. И, наконец, даже если отвлечься от личностей автора и героя, это невероятно сильное и яркое художественное высказывание. «Я изначально был против, сопротивлялся, испытывая определенную неловкость... но меня уговорили мои друзья, о чем я теперь не сожалею, потому что, рассматривая совершенно блестящие фотографии Игоря Ганжи, я вдруг увидел себя другим, не таким, каким я сам представлял себе. То есть, я в определенном плане открыл себя для себя. А это, согласитесь, дорогого стоит», – так описал свои впечатления от проекта Владимир Познер.
«Очень важно понимать, – заметил Игорь Ганжа, – что Владимир Познер профессионально занимается построением собственного экранного образа больше времени, чем прожили на земле большинство из тех, кто придёт на выставку. Поэтому считать «экранного Познера» настоящим – примерно то же самое, что считать, что Энтони Хопкинс – на самом деле Доктор Лектор. Но ведь и у людей менее профессио-нальных и популярных, чем Владимир Познер, маска плотно прирастает к лицу. Именно поэтому я так благо-дарен ему за лёгкость, открытость и искренность, с которой он общался с камерой. Это признак невероятной внутренней свободы героя. А ещё – подлинной глубины».
На открытии выставки в основном здании ММОМА (Петровке, 25) состо-ится презентация одноимённой книги. Часть из вошедших в неё фотографий и составят музейную экспозицию. Фотомонография Игоря Ганжи «Познер. Большой портрет» - третья книга серии. Два пилотных тома вышли под маркой «Фотографии замечательных людей». Однако, начиная с третьего, концепция серии претерпела значительные изменения. Вот, что расска-зывает об этом автор идеи и продюсер проекта Елена Резник: «Что-то в серии осталось неизменным – например, принцип «одна книга – один герой». Но что-то изменилось радикально, поэто-му мы и заменили пилотное название «Фотографии замечательных людей» на «Большой портрет». Две первых книги – об Олеге Табакове и Алексан-дре Васильеве были, на мой взгляд, совершенно замечательными, но они не были в полной мере фото-книгами. По формату это, скорее, напоминало специальный выпуск журнала об одном герое и в книжной обложке, где фотографии в первую очередь иллюстрировали текст. И принцип формирования материала был иным. Каждого героя снимали несколько фотографов, со своим видением и почерком, поэтому и принцип повествования был, что называется, «вширь». Начиная с третьей книги, всё поменялось принципиально. Теперь это не только «одна книга – один герой», но и «один герой – один фотограф». И принцип исследования героя поменялся со «вширь» на «вглубь». Кроме того, фотомонография Игоря Ганжи станет первым проектом «Большого портрета», реализованным не только в формате книги, но и как выставка в стенах крупнейшего музея современ-ного искусства Москвы.
«Это просто два совершенно разных проекта – книга и выставка» – отзывается архитектор экспозиции Екатерина Бочавар, – «мне кажется, что, несмотря на то, что оба сделаны из одногоисходного материала, они получились разными по энергии, по темпу восприятия. Совершенно точно есть смысл познакомиться и с книгой, и с выставкой»