НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка "Лики и лица смутного времени" в Музее артиллерии

c 1 ноября по 15 декабря 2013Санкт-Петербург
Свято-Троицкая церковь.  Село Большие Вязёмы.  Фото сер. XX в.  Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
В год, когда Россия отмечает 400-летие окончания Смуты и воцарения династии Романовых Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи подготовил уникальную выставку фотографий, запечатлевших настенные надписи в Троицкой церкви села Большие Вязёмы недалеко от Москвы. Будучи родовой вотчиной Бориса Годунова, а впоследствии усадьбой, в которой Дмитрий Самозванец устроил свой загородный дворец, это место непосредственным образом было связано с переломным моментом в отечественной истории – «смутным временем». Большая часть «автографов» оставлена польскими интервентами XVI века. Выцарапанные на камне имена, города, даты свидетельствую об удивительных перипетиях бурной истории России.

О польских граффити, сохранившихся на стенах церкви, некогда построенной и украшенной на средства Бориса Годунова, было известно давно. Однако их берегли и показывали только паломникам. Только недавно они стали объектом пристального внимания ученых.

Словно «вжившиеся» в тело храма — выдающегося творения царских зодчих и изографов, многочисленные надписи иноземцев имеют большую историческую ценность, и многое дают поэтическому воображению. Граффити, главную часть которых составляют автографы, выполнены процарапыванием штукатурки кончиками ножей, игл и т.п.

Такого количества автографов, как в Вязёмах, не найти ни в одном памятнике эпохи. Ловкие или корявые, изящные или упрямо декларативные, как большевицкие плакаты, надписи в полной мере характеризуют их авторов — необузданных и властных магнатов, разудалых рыцарей-шляхтичей, искателей приключений и разного рода авантюристов наёмников, казаков, маркитантов, католических и других миссионеров.

Стены Свято-Троицкой церкви стали свое¬образным альбомом автографов, вобравшим самую суть той трагической для России эпохи.

Буквально каждый квадратный сантиметр фресок вяземской церкви подвергся тщательному исследованию. Профессор Санкт-Петербургского Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина художник и исследователь древнерусской стенописи А.К. Крылов разработал современную методику фиксации памятников монументальной живописи. Выявление и дальнейшее изучение настенных надписей позволило установить их хронологические рамки, расшифровать имена, проанализировать национальный состав авторов, изучить индивидуальные графологические особенности почерков-характеров и, наконец, причины, побудившие иноземцев оставить на стенах чужой святыни память о себе.

Благодаря такой кропотливой работе посетители выставки смогут не просто познакомиться с самими автографами, но прочитать их как комментарии к картинам и гравюрам на сюжеты из отечественной истории, также представленным на выставке, – события в Чудовом монастыре, откуда бежал за границу Гришка Отрепьев, где выдав себя за царевича Дмитрия, вернулся в Москву с огромным польско-литовским войском, воцарение самозванца, освобождение Москвы от поляков в 1612 году. Именно к этому году относится самое большое количество автографов. Он стал переломным в борьбе русского народа с интервентами. Разбитое, озлобленное, голодное войско иноземцев громило на своем пути все, что встречало. Следы этого времени сохранились и Больших Вязёмах. Назойливо заметные, откровенно кощунственные царапины передают всю злость и досаду «ляхов» за неудавшийся успех. Здесь же ножевые рубцы, сделанные «казаками-разбойниками», ворами-изменниками, которые вместе с иноверцами оскверняли и разоряли храмы. Неуемная казачья вольница оставила выцарапанное иглой счетное табло (для игры в кости или карты) и другие зазубрины, обозначающие ход в той или иной игре. Небезынтересен образ мыслей и язык тогдашнего времени, принадлежавший, по словам А.С. Пушкина, народу «издревле нам родному, но отчужденному от России жребиями войны». Поэтому необычайно трогательной выглядит надпись уставшего от войны казака, вспомнившего о родных, о матери…

Так случилось, что в Троицкой церкви села Большие Вязёмы приходилось неоднократно бывать семье великого русского поэта. Здесь у церковной ограды был похоронен младший брат Александра Сергеевича – Николай. Поэтому неслучайно, что завершает выставку портреты членов семьи Пушкиных. Старинные граффити нанесены на стены церкви на уровне человеческого роста, их трудно не заметить человеку, стоящему во время церковной службы и рассматривающему живописное убранство стен. И вполне естественным кажется тот факт, что кто-то из взрослых показывал Пушкину в его детские годы эти «сабельные надписи». Детские впечатления, освященные картинами героической и трагической истории Отечества, свершавшейся здесь, навсегда остались в памяти поэта.

Дополненная подлинным оружием XVII века новая выставка будет интересна широкому кругу посетителей.

www.museum.ru/N51514
Ваше мнение »»

»»Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
Адрес:город Санкт-Петербург, Александровский парк, 7
Проезд:Ст. м. "Горьковская"
Телефоны:(812) 232-02-96 (заказ экскурсий)
сайт:artillery-museum.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: исторические, выставки

важные события  x    ?  

новости от 09.05.2025  x    ?  


Страна побед. К 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне

Выставка «Фронтовые дороги театров» в Доме-музее имени М.С. Щепкина

К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Выставка «Небесные защитники»

Масштабная экспозиция «Путь к Победе» в Музее Победы

Выставка «Под покровом любви» в Музее кино

"Это нужно живым…". Монументы Победы

Булгаков Фест 2025 ко дню рождения писателя

"Ваши строки живут: молодые, горячие, цельные!..". Поэтам-сибирякам посвящается

Выставка "Убежище от жизненных невзгод" в Доме-музее Трубецких, Иркутск

«Спасавшие красоту»: выставка в музее-заповеднике «Царское Село»

Выставка «Биография Победы» в Арсенале, Нижний Новгород

"Художники пишут войну...". К 40-летию со дня открытия Музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда»

Автопробег «Круг Победы» у Музея Победы

Выставка «Знаменательный момент» в Музее политической истории России

"Сорок лет - не возраст для музея!"

Выставка "О тех, кто защищал Родину…" в Музее истории города Печоры

Дошёл до Берлина. Май Митурич. К 100-летию со дня рождения художника и к 80-летию Победы

Выставка «Победа» в Музейно-выставочном центре "Петербургский художник"

«Я не слыхал рассказов Оссиана…». Фотовыставка, посвященная возрождению парка Монрепо

История одной книги. Александр Блок. Седое утро

Музей-заповедник «Царское Село» представил в ДНР выставку «…Красота вовек неистребима»

«От Сталинграда до Берлина». К 125-летию со дня рождения Маршала Советского Союза В.И. Чуйкова


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru