«Персональный рай»
Художник Владимир Яшке.
11 декабря 2013 – февраль 2014
ГРМ, Мраморный дворец, Миллионная ул., 5/1. Санкт-Петербург.
Легендарный Владимир Яшке, персонаж, прочно вошедший в историю неофициального искусства северной столицы, выступит в стенах Русского музея как живописец-классик. Это большое событие, ведь круг почитателей таланта художника велик, работы Яшке рассредоточены по престижным частным собраниям, как в России, так и за рубежом, а именитые коллекционеры гоняются за его полотнами. Меж тем, серьезных музейных выставок у художника до сих пор не было.
Владимир Яшке умеет делать «вкусную» живопись. Сценки в кафе, уличная толпа, дамы в шляпках и залитые солнцем южные пейзажи – все эти сюжеты написано густо, щедрой кистью в легко узнаваемой авторской манере. Пастозные, крупные мазки лепят веселый и пестрый мир. Персональный рай – вот что творит на холсте художник Владимир Яшке. Главный персонаж этого рая – красотка Зинаида, рыжая, веселая, брызжущая жизненными соками и чуть вульгарная. Весь мир крутится вокруг идеальной женщины Зины Морковкиной.
«У художника, твердо настроенного на авторскую мифологию, обстоятельства реальной биографии важны только в связи с сотворением персональных мифов», пишет о художнике Александр Боровский. Главный герой персональной мифологии Яшке – загадочная Зинаида, а частый ландшафт творческой вселенной художника – море и морская тематика. Владимир Яшке родился во Владивостоке в семье морского офицера и детство частично провел на корабле. Дальше – Севастополь. В этом городе прошла юность художника, там же Яшке серьезно увлекся рисованием. Учеба – Полиграфический Институт, Москва. Сразу по окончании учебы Яшке уезжает жить в Ленинград. Три моря, три края нашей Родины – сама биография похожа на легенду.
Где Владимир Яшке повстречал Зинаиду – история умалчивает, зато известно, что в Питере Яшке близко сошелся с митьками. Вскоре митьки дали ему прозвище «дедушка» и все 90-е годы он был самым старшим и одним из самых ярких персонажей их буйной компании. «Внедрение в группу дало ему только одно: рефлексию его индивидуальной мифологии как групповой (а кто его знает, после популярности митьков – как национальной). Когда человек творит собственную мифологию, это его личное дело. Когда он осознает её неслучайность, востребованность, ожидаемость и художественную отрефлексированность – это фактор проживаемости искусства» (А. Боровский).
Четкий контур, яркие цвета, традиционный набор сюжетов; и в то же время сложная живопись, тонкий колорит, игра с фактурой мазка. Источники вдохновения Яшке можно усмотреть одновременно в примитивном искусстве, в лубке и в живописи французских постимпрессионистов. Он легко узнаваемый художник, но внутри своего стиля очень разный. Чтобы показать «полного» Яшке зрителям как он есть, кураторы собрали воедино его ранние и поздние вещи. На выставке в Русском Музее будут показаны все главные, программные холсты, а также работы Севастопольского периода, пастели, графика – всего более сотни произведений. Все представленные на выставке работы происходят из частных собраний Москвы и Санкт-Петербурга, кроме двух холстов из собрания Русского Музея.