«Модные картинки» - это цветные гравюры, изображавшие дамские и мужские модные туалеты и аксессуары, которые выпускались на отдельных листах как приложения к европейским модным журналам. Для светского человека XIX - начала ХХ века, либо человека, старающегося быть светским, модным, эти изображения служили эталоном того, что и как следует носить. «Модные картинки» были аналогом современных глянцевых журналов.
Однако этим роль модной картинки не ограничивалась. Эти гравюры, выполнявшиеся чаще всего профессиональными художниками, - настоящие произведения графического искусства. Их хранили, ими украшали гостиные, дамские будуары, интерьеры модных ателье и магазинов. Уже в XIX столетии зародилось коллекционирование «модных картинок», особенно популярное среди художников, нередко находивших в них источник вдохновения (известно, что владельцами коллекций модных гравюр были русские художники К. А. Сомов, А. Н. Бенуа, М. Ф. Ларионов и другие).
В Государственном музее истории Санкт-Петербурга хранится коллекция «модных картинок», хронологически охватывающая период с конца 1820-х до 1910-х годов – более 250 листов. На выставке представлена лучшая часть коллекции, которая позволяет проследить основные тенденции развития европейской моды, а также самого жанра модной картинки: от простого изображения дамы или кавалера в модном костюме на нейтральном фоне до сюжетных композиций с подробно переданными деталями интерьера или особенностями пейзажа.
Основу выставки составляют французские гравюры 1840-х годов из журналов: «La Mode», «Le Moniteur de la Mode», «Le Bon Ton», «Petit Courrier des Dames» и других. С ними сотрудничали известные литераторы О. де Бальзак, П. Мериме, Жорж Санд, Э. Сю и знаменитые художники П. Гаварни, К. О. Верне-старший, Ж. Давид. Заметный след в истории модной иллюстрации оставили женщины-художницы: А. Тудуз, Л. Ноэль, Э. Лелуар — знаменитые «сестры Колен», Ф. де Кломесниль и т. д. Именно эти мастера, многие из которых были участниками парижского Салона и выставлялись как портретисты и иллюстраторы книг, создали новый тип модной иллюстрации. Это уже не просто изображение туалета с подробно переданными аксессуарами, но живая сцена, представляющая посетителей выставки, гостей на балу, визит к родственникам и т. п.
На выставке в Петропавловской крепости можно увидеть работы Ж. Давида, сестер Колен, Ф.-К. Конт-Кали и других художников.
Интересно отметить, что представленные французские гравюры являются уникальным источником информации о географии модного Парижа: на многих из них зафиксированы названия и адреса модных ателье и магазинов, поставщиков товаров для модной индустрии и т.д.