Брифинг состоится 19 декабря в 14.00
Лаврушинский переулок, 12, Инженерный корпус, 3-й этаж
Третьяковская галерея сообщает о сенсационном научном открытии: в ходе подготовки к публикации очередного тома каталога собрания Третьяковской галереи "Живопись XVIII века" научные сотрудники музея провели ряд специальных исследований для уточнения атрибуции одного из вызывавших сомнение произведений конца XVIII столетия - "Девушка с нотами" (Дерево, масло. 70,8 x 52). В результате технико-технологической экспертизы и стилистического анализа работы выяснилось, что ее авторство принадлежит не русскому художнику Петру Николаевичу Нестерову, как указано на обороте картины, а голландскому живописцу XVII века, с большой долей вероятности - Якобу Адриансу Баккеру (1608/9, Харлинген - 1651, Амстердам), ученику Рембрандта. Эти выводы подтвердили коллеги, специалисты по западноевропейскому искусству.
История бытования картины "Девушка с нотами" и ее атрибуция чрезвычайно интересны. Произведение попало в Третьяковскую галерею в 1927 году из Государственного музейного фонда под названием "Поющая девушка". В книге поступлений указывалось, что ранее картина принадлежала некоему Е.М.Фейрельбергу (Москва).
На обороте деревянной доски сохранилась старинная надпись: Петръ Нестеровъ: 1797. Эта картина впервые была воспроизведена в каталоге собрания Третьяковской галереи "Живопись XVIII века" (Т. 2. М., 1998) как работа русского художника Петра Николаевича Нестерова (1745 - не ранее 1797), но уже под названием "Девушка с нотами". Однако биография П.Н. Нестерова, составленная по архивным источникам, чрезвычайно скудна. Произведения живописца до наших дней не дошли, что не позволяет судить о его творческой манере. Составители каталога справедливо отметили, что в основе изображения "Девушки с нотами" лежит оригинал неизвестного иностранного художника, и поэтому с осторожностью предположили, что в собрании музея оказалась копия (?), выполненная русским художником в конце XVIII века.
В 2013 году при подготовке переиздания тома "Живопись XVIII века" А.А. Погодина, научный сотрудник отдела живописи XVIII - первой половины XIX века, уточнила имя владельца. Им оказался Е.М. Фейтельберг, коллекционировавший полотна старых западноевропейских мастеров, в том числе и произведения голландских живописцев XVII века. После 1918 года коллекция Фейтельберга попала в ГМФ, затем большая часть собрания была передана в Государственный музей изящных искусств (с 1937 - ГМИИ им. А.С. Пушкина). И только "Поющая девушка" оказалась в Третьяковской галерее, по-видимому, из-за имени русского художника, указанного на обороте.
Технико-технологические исследования картины показали, что на обороте доски не подпись художника, а поздняя надпись, вероятно нанесенная владельцем. Высокое качество исполнения заставило отказаться от мнения о копийности произведения. Характер красочных материалов определил время исполнения "Девушки с нотами": конец XVII - начало XVIII века. Продолжая исследование, научный сотрудник отдела живописи XVIII - первой половины XIX века обратилась за консультацией к специалистам по западноевропейскому искусству. Одна из коллег связала произведение с именем голландского художника Якоба Адрианса Баккера.
Этот известный портретист и исторический живописец был сыном булочника А. Тьерксзоона, официально изменившего свою фамилию на Баккер (пекарь). Я.А. Баккер учился в Леувардене у исторического живописца Л. Якобсона. Около 1630 года он возвратился в Амстердам, где жил и работал до конца жизни. Считается, что здесь он мог продолжить обучение у Рембрандта или находиться под его влиянием. В свою очередь Баккер открыл собственную мастерскую и пользовался большим успехом как живописец.
В одном из немецких каталогов, посвященных творчеству мастера, воспроизводилась старая фотография с картины Баккера "Поющая пастушка" из частного собрания (Нидерланды), которая бесследно исчезла в годы Второй мировой войны. Идентичность изображения, а также совпадение деревянной основы и размеров утраченного экземпляра и картины из Третьяковской галереи были очевидны. Однако наше произведение попало в Россию в начале XX века. Профессор В.А. Садков (ГМИИ им. А.С. Пушкина) при визуальном осмотре картины предположил, что в Галерее находится авторское повторение работы Я.А. Баккера. По мнению ученого, датировать произведение можно второй четвертью XVII века.
Исследовательская работа научных сотрудников Третьяковской галереи будет продолжена. В ближайших планах - контакты с голландскими исследователями творчества Баккера и подтверждение авторства произведения из коллекции нашего музея.
Результат переатрибуции "Девушка с нотами" стал уникальным событием, завершающим Год Голландии в России. Специально для нашей публики и исследователей картина будет экспонироваться в отдельном зале на выставке "Больше чем романтизм. Русская и голландская живопись первой половины XIX века" вплоть до ее закрытия 12 января 2014 года.
На брифинге журналистам предоставится редкая возможность первыми увидеть картину голландского художника XVII века.