Российская академия художеств представляет выставку произведений заслуженного художника Российской Федерации, члена-корреспондента Российской академии художеств Татьяны Шихиревой «Путешествуя во времени». Около 40 работ, выполненных в технике батика, темперной живописи, расписной деревянной скульптуры переносят зрителя в пространство авторской фантазии.
Татьяна Шихирева - один из ведущих современных мастеров декоративного искусства, работающих в технике горячего батика. Изысканные колористические построения, безупречность художественного вкуса, особый романтизм образного строя, свойственные работам художника, снискали ей заслуженное признание профессионалов и широкого зрителя. В 1971 году Т.Шихирева закончила Московский Технологический институт (отделение художественного оформления тканей). Её учителями были Е. К. Коваленко, В. Н. Петров-Камчатский, Ю. М. Рыжик. С этого времени начинается её активная художественная и общественная деятельность. Т.Шихирева – член СХ России, член правления МСХ, председатель выставочной комиссии декоративного искусства МСХ, заместитель председателя Ассоциации московских художников декоративного искусства. Удостоена золотой медали Российской академии художеств. Участник московских, российских, зарубежных и международных выставок. Среди них - выставки в Париже (ЮНЕСКО), Дели, Норвегии, Германии, Индонезии и других странах. Ее работы находятся в частных коллекциях в Испании, Германии, Италии, Венгрии, Швеции, Дании.
___________________________
«Творчество Татьяны Шихиревой поражает цельностью своего художественного видения, преданностью избранным ею из разных пластов искусства темам и персонажам, а главное уникальной, всегда узнаваемой манерой исполнения. Её «герои», живущие в мире театра, фантазии, сказки, принадлежат только ей. Автор их нежно любит, наслаждается самим процессом их создания, одушевления, сотворения того особого художественного мира, той особой пространственной среды, в которой они существуют. Их образы неповторимы, оригинальны по своему художественному воплощению.
В чём же заключается код авторского почерка Шихиревой? Его можно охарактеризовать такими ключевыми словами как фантазийность, театральная условность, карнавальность, кукольность, метафоричность, лёгкая ирония и улыбка.Шихирева ищет путь между культурной традицией и своим представлением и взглядом на мир. Из контекста мировой культуры и истории искусства художник избирает эпохи, сюжеты, персонажи, которые органичны её мироощущению и находят эмоциональный отклик в её душе. Диапазон её предпочтений весьма широк. Это и петровское время с его придворным этикетом, ассамблеями с увеселительными балами, это и средневековый мир с его культом Прекрасной Дамы, театральной красочностью рыцарских турниров, это и прекрасная «декоративная» тема итальянской народной комедии масок - комедия дель Арте. Но при всём многообразии тем и сюжетов «действующие лица» текстильных панно Шихиревой живут в мире сочинённого ею театрального пространства, а сам персонаж предстаёт в образе куклы, марионетки. Автор помещает своих героев в особую среду декоративной красоты, где разыгрываются сцены мечты и грёз, снов и полётов. Шихирева создаёт текстильные панно в духе «галантного жанра», невольно обращая нашу память к образцам живописи мастеров Серебряного века.
Многофигурные панно-картины Шихиревой по сути представляют собой текстильную миниатюру, выполненную в большом формате. Профессиональное владение техникой горячей росписи по шёлку позволяет автору достичь виртуозной тонкости письма, исполнения мельчайших деталей. Заметим, что художник нередко прибегает к многочастной форме триптиха, полиптиха, представляя многоактный спектакль, и в этом заключена ещё одна особенность авторского замысла. Перед зрителем развёртывается не только повествование сюжета, а происходит интересная трансформация пространства, создаваемая перемещением действующих персонажей, переходящих, перелетающих за рамки обрамления из одного изобразительного поля в другое. Эффект Зазеркалья, подглядывание из-за кулис («Тайное свидание»), повторяющиеся во многих композициях, один из любимых приёмов Т.Шихиревой. Иногда живопись темперой появляется на деревянной раме, а среди изображённых здесь фигур мы узнаём самого автора и даже любимого кота («Пётр с иностранными гостями»). Такие художественные приёмы Т.Шихирева повторяет, можно сказать канонизирует, тем самым утверждая свой индивидуальный почерк.
Решение пространства - одна из самых интересных творческих задач каждого современного художника. В панно Шихиревой мы видим общепринятые приёмы перспективного построения. Но она находит и свои
излюбленные, соответствующие собственной стилистике приёмы: заключение изображения в сценическую коробку, кулисное, многоярусное построение композиции. Придуманное Т.Шихиревой оригинальное обрамление произведений в старинные деревянные «рамы-оконца» придаёт глубину изображению. Излюбленная тема полёта также не случайна. Всеохватность взгляда с высоты птичьего полёта, множественность точек зрения, летающие предметы - фантастичные воздушные шары, сказочные рыбы - всё это даёт возможность ощутить ширь, высоту, многомерность пространства («Полёты наяву», «Запуск воздушного корабля» - из серии «Пётр I»).
Но, пожалуй, самое завораживающее воображение свойство текстильных работ Татьяны Шихиревой - их особая «декоративная плоть» во всей красоте цвета и орнаментального узорочья, достигающая высоко эмоционального и почти всегда мажорного звучания. Такова одна из ключевых работ автора -шестичастная композиция «Балаганчик» (2002-2004, шёлк, горячий батик, роспись темперой). Автор разыгрывает излюбленную тему площадного представления с участием многочисленных кукольных персонажей, принцесс, музыкантов, представленных на фоне лёгких, макетных, причудливых сооружений. Расцвеченность костюмов и причёсок, фантастические узоры летящих рыб, воздушного шара заполняют всю поверхность в работе «Полёты наяву» (2008). Тщательное, можно сказать ювелирное исполнение росписи, вариативное разнообразие мельчайших деталей позволяют отнести каждую работу к разряду уникальных при всём их очевидном стилистическом сходстве.
Интересен опыт обращения Шихиревой к русской теме, связанный с искусством иконы. В 1997 году она создаёт цикл на тему христианских праздников: «Благовещение», «Рождество», «Бегство в Египет», «Въезд в Иерусалим». В решении общего декоративно-образного строя здесь проступает фольклорное начало. «Георгий Победоносец» изображён как сказочный герой, помещён в резную деревянную раму, столь же сказочную по характеру декора. Использование деревянных старинных рам не стало лишь только элементом обрамления произведения. Автор видит в этом художественный приём соединения живописи на плоскости и пластического начала, заключённого в орнаментальной резьбе, как например, в работе «Похищение невесты». Резьбу по дереву по эскизам Шихиревой выполнил Н. С. Конончук. Их совместная деятельность нашла развитие в создании раскрашенной деревянной скульптуры, органично связанной с текстильными творениями Шихиревой.
Произведения Татьяны Шихиревой вводят зрителя в мир игры и воображения, особого эстетического чувства. Воссоздание исторических и костюмных аксессуаров, причёсок и манер и прочих атрибутов адресуют к той или иной эпохе. Так, путешествуя во времени, автор увлекает с собой и зрителя.
Произведения Шихиревой уводят от обыденного, повседневного, заставляют ощутить праздник спектакля, карнавала, радость бытия, где нет места тягостным испытаниям цивилизованного мира.
Л.В.Казакова,доктор искуствоведения».
Управление информации Российской академии художеств