"Фронт - город - фронт". Графика, фотография, газеты, плакаты, открытки 1941-1944 гг. из архива семьи Корниловых-Харшаков.
Празднованию 70-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады посвящается
Выставка "Фронт - город - фронт", открывающаяся в залах Санкт-Петербургского Центра книги и графики, представляет графические произведения, фотографии, газетные материалы, плакаты, открытки и агитационную полиграфическую продукцию периода Великой Отечественной войны из архива семьи Корниловых-Харшаков.
Экспозиция отдает дань памяти Петру Евгеньевичу Корнилову (1896-1981) и Александру Исаковичу Харшаку (1908-1989), которые были непосредственными участниками событий тех страшных и героических лет.
Петр Корнилов находился в осажденном Ленинграде с первого до последнего дня блокады, работая хранителем Отдела графики Русского музея, а также, занимая должности старшего выпускающего редактора Ленинградского отделения издательства "Искусство" и заведующего отделом изобразительного искусства в Управлении по делам искусств исполкома Ленгорсовета.
Александр Харшак в июне 1941 года, прервав работу над дипломом, ушел добровольцем в Красную армию. Воевал на Ленинградском фронте, участвовал в боях за Пулковские высоты, затем активно работал в газете 42-й армии "Удар по врагу".
Этих двух людей, чью деятельность в период Великой Отечественной войны частично отражает данная экспозиция, связывало взаимное доброе уважение, общие взгляды на творческие процессы и любовь к кругу людей, которые для одного были близкими друзьями и коллегами, а для другого - авторитетными учителями и наставниками.
А в 1947 году, когда у каждого за плечами были тяжелейшие испытания войной и блокадой, П.Е. Корнилов рецензировал дипломную серию офортов А.И. Харшака "В борьбе за Ленинград", которая представлена на выставке. Но знакомы они были и раньше. Вот что писал Харшак с фронта своей двоюродной сестре Марии. Письмо датировано 22 августа 1944 года: "Есть в Комитете по делам искусств такой товарищ Корнилов Петр евгеньевич. Он мне обещал помочь, обратись к нему, Комитет находится на площади Искусств рядом с Михайловским театром".
Помогал Петр Евгеньевич художникам чем мог и как мог. Подтверждение тому - блокадный дневник Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой. Вот строки из него: "...с благодарностью хочу их назвать: Петр Евгеньевич Корнилов, потративший много энергии, чтобы спасти меня от голодной смерти..."
Непонятно откуда брал силы этот человек, но, насколько это было возможно, он старался поддерживать художественную и научную жизнь в осажденном городе. При его непосредственном участии организовывались выставки, устраивались творческие вечера, которые сопровождались изданием плакатов и литографированных пригласительных билетов.
А вот цифры из его докладной записки о работе Ленинградского отделения издательства "Искусство", где, как он сам пишет в автобиографии, был "... старшим (и единственным) редактором..."
"За время Великой Отечественной войны Лен. отд. изд-ва "Искусство" успело выпустить в свет: плакатов - 116, лозунгов - 37, лубков - 15, портретов - 31, эстампов - 6, открытых писем - 87, брошюр - 19. Всего 311 названий общим тиражом 4 893 500 единиц". Невероятно!
Художники, оказавшиеся в действующей армии, старались, насколько это было возможно, отображать все, чему они оказались свидетелями. Более четырехсот работ были созданы Александром Харшаком за годы войны. Здесь и портреты бойцов, и суровый фронтовой быт, и наши города и деревни, разрушенные фашистами, и патриотические плакаты, и карикатуры для газеты 42-й армии "Удар по врагу".
В 1946 году Александр Харшак вернулся к учебе в Академии художеств, а в 1947 году защитил диплом с отличием серией офортов "В борьбе за Ленинград". После этого наступает период самостоятельной активной творческой деятельности. Художник решает художественные задачи, создавая монументальные графические серии как в станковой, так и в книжной графике на общественно-значимые исторические темы и в первую очередь на тему Великой Отечественной войны, которая прошла через всю его жизнь.
А.И. Харшак награжден орденами Трудового Красного знамени, Отечественной войны, Красной звезды и многими медалями. Его произведения находятся во многих музеях России и республик бывшего Советского Союза.
На выставке представленные рисунки, созданные в период 1942-1945 годов. Офорты из серии "В борьбе за Ленинград" 1947 года. Офорты из серии "1941-1945" 1966-1985 годов.