12 июня. В рамках проходящего в Петербурге "Арт Медиа Форума" в галерее "Арт Полигон" на Пушкинской-10 открылась выставка Игоря Межерицкого "Глядя в ящик". Практически все выставки фестиваля тематически связаны с прессой, и "Глядя в ящик" - не исключение: художник выставил на обозрение публики разрисованные ксерокопии формата А1, на которых запечатлены кулачный бой между Владимиром Жириновским и депутатом Государственной Думы Ириной Тишковской в январе 1996 года, получение Эминемом премии Грэмми, бой спартаковских болельщиков с полицией на стадионе в Белграде и другие так называемые медиа-события. Рисунки, живописующие официальную, светскую и криминальную хронику и сколлажированные в духе Уорхола как последовательность телекадров, разбиты такими же блоками антирекламы, в которой Игорь Скляр и "случайно попавший" БГ рекламируют эффективное слабительное средство "Лаксигал" - "счастье, о котором можно только мечтать", а голливудская актриса Дрю Бэрримор - ускоритель загара, крем "Нежность" и восстанавливающий бальзам для губ - все вместе "порыв безумства минус тридцать процентов".
Впрочем визуально разница между информационными блоками и блоками антирекламы практически неопределима. Все ксероксы, в присущей автору экспрессивной, если не сказать брутальной, манере, разрисованы сверху донизу, так что на некоторых вообще можно не понять, что изображено, если не вчитываться в надписи, намеренно оставленные не зарисованными в самых видных местах. Медиа-реалии, таким образом, играют в работах роль не столько содержания, сколько своего рода черно-белого бэкграунда, абсолютно беспредметного и невыносимо фонящего всеми цветами палитры. Единственное, что остается от них в рисунках - энергетика, которой художник весьма успешно пользуется, усиливая ее десятикратно.
Межерицкий, таким образом, отказывает медиа-реалиям в праве быть содержанием если не жизни, то по крайней мере картины. Ретушируя и низводя идеологические, политические и другие информационные составляющие, он смотрит на них глазами то ли сумасшедшего, то ли человека, окончательно отъехавшего от обилия информационных и рекламных блоков, тем самым указывая на их тотальную шизоидность. Надо сказать, что подобный ход уже не раз был опробован в искусстве, неизменно демонстрируя свою эффективность. Жан Дюбуффе, начавший в 1945 году собирать свою коллекцию "грубого искусства" art brut, определял своей целью перемещение искусства из традиционных областей в "джунгли, клозеты, психиатрические больницы". В случае Межерицкого речь, кажется, идет о следующем шаге: он описывает шизофрению как норму, точно такую же как чтение газет или ежевечерние выпуски новостей на ОРТ. (Максим Райскин "Арт-Питер" www.artpiter.spb.ru)