Дата проведения: 4 февраля – 2 марта 2014
Адрес: Ермолаевский, 17
Московский музей современного искусства (MMOMA) представляет крупную выставку Зураба Церетели «Москва – Нью-Йорк – Париж. 2011–2014» - редкая возможность увидеть вместе живописные работы художника, написанные в трех мировых столицах, и сравнить их, ведь каждый город вдохновляет по-своему. "В каждой стране своя особая среда, которая влияет на мою работу, и это можно заметить в моём искусстве. Например, в Грузии на меня воздействуют тёплый климат и солнце, что сразу можно заметить по цветовому настроению картины. Часто я бываю в Париже как Посол доброй воли ЮНЕСКО и этим пользуюсь – работаю в другой для меня среде. И так везде, где я бываю, - местное настроение вносит свою лепту в моё творчество…» - говорит художник.
В Москве Церетели начал работать с конца 1960-х годов. Наделенный большими административными обязанностями, художник вынужден работать урывками, однако работа в творческой мастерской является для него приоритетной. Этой наукой Церетели щедро делится и во время своих, ставших уже легендарными, мастер-классов в Академии художеств. Наглядно показывает, как, вопреки натиску извне, рождается картина, порожденная внутренней энергетикой художника. И тогда работа за мольбертом превращается в нескончаемый перформанс, спонтанный и непредсказуемый, как само искусство.
О Нью-Йорке, с которым жизнь связала художника с 1970-х годов, Церетели отзывается однозначно и кратко: «Мощность, масштаб!». Образ Нью-Йорка – город будущего, и именно в таком контексте он является темой для постоянного вдохновения художника. Церетели умеет заряжаться беспокойной энергией города – в его работах становится больше структурности, графичности, чаще среди живописных полотен нью-йоркской мастерской появляются абстрактные работы, почти лишенные фигуративных образов. Живописные работы, которые Зураб Церетели создает в своей мастерской на Манхэттене, похожи на джаз – полная импровизация ради удовольствия.
Работы, созданные в Париже, городе, с которым роман мастера длится уже полвека, отличает присутствие в них особой легкости. Именно в Париже, где в молодости Зураб Церетели бывал в мастерских Шагала и Пикассо и видел, как работают мэтры, произошел переворот в его мировоззрении: «Я понял, что художник свободен. Я поверил, художник может все».