Министерство культуры Российской Федерации
Государственная Третьяковская галерея
Музей Большого театра России
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина
Художник Фёдор Федоровский (1883-1955).
Легенда Большого театра
Пресс-показ состоится 8 апреля в 17.00
Выставка открыта с 9 апреля по 3 августа 2014 года
Крымский Вал, 10, залы 80-82
Имя Фёдора Фёдоровича Федоровского представляет целую эпоху в истории Большого театра наравне с именами М.И. Петипа, Ф.И. Шаляпина, А.В. Неждановой и Б.А. Покровского. При жизни Федоровский пользовался редкой для театрального художника славой, однако в последние десятилетия он известен лишь специалистам. Первую монографическую выставку мастера Третьяковская галерея представляет совместно с Музеем Большого театра и Театральным музеем им. А.А. Бахрушина. Вслед за показом произведений художников круга С.П. Дягилева, Н.С. Гончаровой, К.А. Коровина, А.Я. Головина проект продолжает серию экспозиций, раскрывающих новаторские тенденции в декорационном искусстве первой половины XX века.
С образцами искусства Федоровского знакомы почти все: он автор модели рубиновых звезд на башнях Московского Кремля; оперы "Борис Годунов" и "Царская невеста" до сих пор идут в Большом театре в его сценографии; с 1935 по 2005 год многие поколения зрителей главного театра страны любовались знаменитым красно-золотым занавесом, выполненным по эскизу мастера. Но основной пласт его творчества неизвестен широкой публике. Цель выставки - познакомить посетителей с лучшими образцами театрально-декорационного искусства первой половины XX века в исполнении художника - легенды Большого театра.
Традиции русской живописи рубежа XIX-XX веков Федоровский воспринял от своих учителей на декоративном отделении Императорского Строгановского Центрального художественно-промышленного училища - К.А. Коровина и М.А. Врубеля. В 1910-1920-х годах, совмещая работу в театре с преподаванием во ВХУТЕМАСе, он активно экспериментировал с разнообразными течениями и направлениями в изобразительном искусстве.
Открывают экспозицию образцы оформления Федоровским русских и европейских опер и балетов. Это эскизы и проекты сценографии для московского Оперного театра Зимина (1907-1917), для антреприз С.П. Дягилева (1913-1914), для Театра Московского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (1917-1920, бывшего Оперного театра Зимина). Здесь же представлены произведения первого десятилетия работы в Государственном Большом театре. В Большой театр Федоровский был приглашен заведующим художественно-постановочной частью в 1921 году и проработал там более 30 лет, из них почти четверть века - в должности главного художника. Яркие, оптимистичные и жизнеутверждающие эскизы к "Кармен" (1922), изысканно-графичные, как средневековые миниатюры, эскизы к "Фаусту" (1924), иронично-гротескные эскизы к "Нюрнбергским мейстерзингерам" (1929) стали вершинами раннего творчества мастера.
В следующих залах представлены произведения 1930-1950-х годов. В этот период Федоровский полностью посвятил себя оформлению русской музыкальной классики, обращение к которой давало ему возможность работать над героико-эпическими темами. Постановки русских опер в его оформлении - "Борис Годунов", "Хованщина", "Князь Игорь", "Садко", "Псковитянка", "Царская невеста" - на долгие годы стали визитной карточкой не только Большого театра, но и всего советского театрального искусства. Многие спектакли оформлялись художником неоднократно в разные годы, и на выставке можно проследить творческую эволюцию мастера.
Эскизы, сценические костюмы и реквизит демонстрируют основной метод работы Федоровского над широким диапазоном исторических и культурных сюжетов - стилизацию. Мастер вводит наиболее характерные, узнаваемые детали в современную интерпретацию, что позволяет создавать соответствующий своему времени убедительный образ, избегая прямой исторической и этнографической реконструкции.
Сочиняя и воплощая общую атмосферу спектакля, Федоровский развивал живописно-объемное направление в искусстве сценографии. Ученик знаменитых архитекторов Ф.О. Шехтеля и И.В. Жолтовского, с 1918 года на протяжении 30 лет Федоровский оформлял главные торжественные мероприятия на Красной площади и в Большом театре. Работая с пространством сцены, он уделял большое внимание сорасположению объемов декораций, художественной композиции мизансцен, учитывал архитектурно-пластические законы в построение костюмов.
В сценографии одновременно проявлялся живописный талант Федоровского. Высокая культура цвета выражалась в уместном использовании ярких, выразительных красок, в построении общего колористического решения спектакля на идеально выверенном балансе цветов и их оттенков, в деликатности обращения с живописными качествами золота и серебра.
Для решения поставленных Федоровским задач в Большом театре были организованы макетная мастерская, химико-красильная лаборатория, бутафорский и прядильный цеха. В 1918 по его инициативе был создан музей Большого театра для сохранения эскизов и лучших образцов готовых костюмов и бутафории, на которых могли бы учиться молодые мастера. Художник передал музею большое количество своих работ, преимущественно 1933-1943 годов.
В Третьяковской галерее наследие Федоровского является частью уникального для классического музея фонда "Сценография и кинодекорационное искусство", организованного в 1984 году. В фонде собраны произведения, созданные на протяжении XX века, когда работа художников в театре, кино и мультипликации стала профессиональной, а эскизы к спектаклям и фильмам были выделены в самостоятельный жанр станкового творчества.
В экспозицию вошло более 150 произведений Ф.Ф. Федоровского: эскизы декораций, костюмов и гримов; подлинные костюмы и макет занавеса сцены Большого театра, выполненные по рисункам художника. Многообразие жанров даст возможность зрителю представить драматургию спектаклей, в которых музыкальные образы сопровождались активным и гармоничным, созданным с безупречным художественным вкусом изобразительным рядом. Этой же цели подчинена и организация экспозиции: конструирование сценического пространства с подиумом и кулисами, уподобление парапета верхних залов выставки театральной ложе, а также использование цвета охры в выкраске стен и ткани малинового цвета с эффектом бархата. Такое экспозиционное решение воссоздает атмосферу Большого театра, позволяя в полной мере пережить эмоции, заложенные в работах Федоровского.