Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО
при поддержке Министерства культуры Российской Федерации
представляет выставку
ЕВГЕНИЙ КОЗЮЛЯ. ИСТОКИ
18.04. - 08.06.2014
Открытие: 17 апреля 2014 года в 18:00
Выставочный зал Дворового корпуса, 2 этаж
В экспозицию выставки вошли фотографии из собрания РОСФОТО, выполненные известным белорусским фотомастером в период с 1960-х по 1990-е годы. Это фотоработы из основных циклов и серий, ретроспективно представляющие путь Евгения Козюли от фотолюбителя до фотожурналиста, повествующие о творческих поисках, интересах и размышлениях автора о предназначении фотографии.
Евгений Карпович Козюля родился в Минске 18 декабря 1936 года. Фотографию Евгений освоил в возрасте 14 лет. Военные годы семья Козюли провела под Ярославлем и вернулась в Минск в 1944 году. Первый снимок фотографа был опубликован в 1957 году в газете "Знамя юности". В начале 1960-х годов Евгений проходил военную службу в ГДР, где фотографировал сослуживцев, места и достопримечательности, посещенные во время поездок. В этот период происходит осознание им своего призвания. После службы Евгений работал мастером авторемонтного завода, конструктором в проектном бюро. В 1965 году он становится членом фотоклуба "Мiнск". В 1971 году Козюля принимает участие в организации первой из четырёх выставок "Фотографика". Эти выставки стали символом белорусской фотографии 1970-80-х годов и определили её известность в СССР. В начале 1970-х годов Евгений Козюля избирается председателем народного фотоклуба "Мiнск", а в 1975 году становится профессиональным корреспондентом газеты "Голос Родины", а затем сотрудничает с Белорусским телеграфным агентством (БелТАСС). Евгений Козюля - автор и участник более 120 персональных и групповых, республиканских, всесоюзных и международных выставок.
Удивительно, но распространенная фраза "осталось только на фотографиях" сейчас всё чаще заставляет задумываться о драматической ситуации, связанной с обширным советским периодом. Казалось бы, миновал лишь небольшой отрезок времени, но сюжеты, эстетика, a главное, отношение авторов к окружающей жизни необратимо изменились. И то, что по счастливой случайности осталось на фотографиях, сохранивших для нас этот период, сейчас воспринимается не столько в качестве документального свидетельства эпохи, а скорее как образы мифической страны, проявляющиеся в воспоминаниях о чём-то, почти забытом, а во многом и безвозвратно утерянном.
На первый взгляд основной блок фоторабот Евгения Козюли этнографичен - они описывают места, традиции, обычаи, типажи. Но, вглядываясь в сюжеты его снимков, приходит мысль, что за ними стоит неизмеримо большее. То, что выше документирования, что определяет зримую идею, авторское мировоззрение, развёрнутое в протяжённое во времени визуальное размышление об истоках рода человеческого - размышление о земле, о людях земли.
Сюжеты работ Евгения Козюли внешне просты, но за каждым из них стоит реальная история, увиденная и рассказанная автором, - и "это не фольклорные снимки, а жизнь". Для автора, объездившего всю Белоруссию, каждая съёмка - это возможность знакомства с новыми людьми, открытия новых уголков родного края, раскрывающихся своей спокойной, неторопливой красотой. Думается, сейчас уже не так важно, кто был запечатлен на фотопортрете - рядовой крестьянин или мастер народных ремёсел, как и неважно, в каком месте сделан тот или иной пейзажный снимок. Важно ощущение Родины, переданное автором своими фотоработами. Важны её образы - неуловимые, но всё же "схваченные", эстетически неоднозначные, но узнаваемые, стремительно исчезающие, но сохранённые мастерством фотографа и, главное, оставляющие после себя след в памяти каждого зрителя.
Другие работы Евгения Козюли отсылают к эстетическим экспериментам, характерным для творческих поисков в мировой художественной фотографии 1960-70-х годов. Интерес к ним не миновал и белорусских фотографов, активно работавших в этом направлении в 1970-х годах, достижения которых были представлены на четырёх международных фестивалях "Фотографика" в Минске. И снова за внешней формой мы видим сюжеты, говорящие о переживании Козюлей истории своей Родины. Это попытка на основе сохранившихся исторических артефактов вспомнить, восстановить прошлое, хранящееся в генетической памяти народа, к которому принадлежит и сам автор.