Государственный музей-гуманитарный центр "Преодоление" им. Н.А. Островского, Музейно-выставочное объединение "Манеж", скульпторы А.В. Цигаль и Е. Безбородова представляют живопись, скульптурные композиции, серию документальных материалов военных лет, а также находки российских отрядов поисковиков, сделанные на местах боевых действий.
Созданный в 1940-м году Музей Н.А. Островского, ныне Государственный музей – гуманитарный центр "Преодоление" им. Н.А. Островского, уже в первый год своей работы, совпавший с началом Великой Отечественной войны, был среди тех, кто встал в ряды с защитниками Родины. Рабочей площадкой музейщиков стали призывные пункты, вокзалы, зенитные батареи, цеха предприятий, госпитали. Так, очевидно, поступил бы и сам писатель Н.А. Островский, для которого воля и мужество были значимой силой в борьбе с врагом. Он хорошо понимал, что такое фашизм. Поэтому назвал свой роман "Рожденные бурей" антифашистским.
А главный труд писателя, роман "Как закалялась сталь", стал книгой, которой зачитывались фронтовики, передавая её из рук в руки. "Я видел в тяжелые дни фашистской блокады в Ленинграде книгу Н.А. Островского "Как закалялась сталь" в руках молодежи как средство поднятия духа", – писал в своём письме на адрес музея майор Васильков. В книге отзывов того времени есть запись полковника А. Чернявского: "Я зашел в музей, чтобы ещё раз почувствовать в наших рядах нашего лучшего солдата". Таким солдатом бойцы считали Николая Островского.
Немало фронтовых дорог прошла агитмашина музея. Она появилась у него в 1944 году. Лекции читались в коротких перерывах между боями.
На выставке представлены скульптуры В.Е. Цигаля "Долой войну" и "Надежда". Выдающийся мастер отечественной скульптуры, народный художник СССР, действительный член Российской академии художеств Владимир Ефимович Цигаль прожил большую жизнь (1917-2013). Будучи студентом – дипломником Московского государственного художественного института добровольцем ушёл на фронт. Он был участником морских десантов в Новороссийске, Керчи и других боевых операций. Награжден орденом Отечественной войны II степени, боевыми медалями. Пережитое на войне предопределило одну из ведущих тем его творчества. Широко известны монументальные произведения В.Е. Цигаля: памятники генерал-лейтенанту Д.М. Карбышеву в Москве и Маутхаузене, татарскому поэту Мусе Джалилю в Казани, мемориальный комплекс "Героям Гражданской и Великой Отечественной войн" в Новороссийске.
Музей представляет посетителям работы известного самобытного художника Константина Васильева (1942-1976) из фондов Музейно-выставочного объединения "Манеж". Его творчество широко известно прежде всего серией картин на былинно-мифологические темы. Но наследие мастера обширно: более 400 произведений живописи и графики. Чаще всего Васильев обращался к темам народного искусства: русским песням, былинам, сказкам, скандинавскому эпосу, к "эддической поэзии". Его волновали не просто мифологические сюжеты, а их прочная связь с героическими темами. И неудивительно. Он родился в военное время в Майкопе (Адыгея) во время немецкой оккупации города. Отец, Алексей Алексеевич, ушел в партизанский отряд. Мать, Клавдию Парменовну, вместе с маленьким сыном взяли в гестапо, надеясь раскрыть связи с партизанами. Только чудо спасло их. С 1949 года и до конца жизни художник жил в посёлке Васильево под Казанью, учился в Казанском художественном училище.
Он был художником по зову сердца. И в этом сердце всегда оставалась боль от того, что пришлось пережить земле, на которой он вырос. Так появились картины: "Прощание славянки", "Нашествие", "Горят пожары", "Маршал Жуков", "Над Берлином", "Отечество" и др. Глубокий символизм живописи в сочетании с оригинальным цветовым решением полотен – широким использованием оттенков серебристо-серого и красного цвета – делают картины Константина Васильева особенными, узнаваемыми.
На выставке можно увидеть скульптуры Елены Безбородовой "Журавли", "Защитник", "Спецназ России", памятник Герою Советского Союза Олегу Бабаку. Важной темой в её творчестве стало создание военно-патриотических образов. Мастер не прибегает к внешней патетике, гораздо важнее духовное, гуманистическое начало, идея служения Родине.
Правилом жизни поисковых отрядов современной России стали слова великого полководца Александра Суворова: "Война не окончена, пока не похоронен последний солдат". В витринах выставки – экспонаты, которые поисковики привезли из экспедиций. Это фронтовые артефакты. Только один из московских отрядов "Застава святого Ильи Муромца" поднял в 2013 году останки 350 солдат, считавшихся пропавшими без вести.
Выставка рассказывает о том, что движение времени не остановилось. В этом движении, как бы оно не отдаляло нас от тех грозовых дней, важно сохранить память. Память как совесть, без которой невозможно быть человеком, чувствовать и любить жизнь.