На протяжении многих тысячелетий на бескрайних просторах Северной Евразии рождались и уходили в небытие многочисленные народы. Великое прошлое Степи сохранилось в глубокой и многогранной кочевой культуре. Ее образный мир, передававшийся из поколения в поколение, нашел отражение в орудиях труда, оружии, украшениях, предметах искусства. Мифологическая картина мира кочевника подчинялась особому отношению к окружающему миру, отличному от представлений древнего земледельца. Ведь главное для кочевника – Дорога. Двигаясь по своему пути, он приобретал опыт, мастерство, мудрость, слагал мифы, наполняя их художественными образами, и создал особый мир искусства, воплощенный в произведениях древней материальной культуры.
Открытое художественное мифологизированное пространство тысячелетиями создавалось кочевниками Степи, многие поколения которых соединяла живая память эпоса, и которое сегодня чудесным образом сохраняется благодаря творчеству современного скульптора из Бурятии Даши Намдакова. Его самобытная скульптура, графика, ювелирные изделия стилистически и сюжетно созвучны древним артефактам и передают энергию номадизма. Они объединяются в оригинальное авторское художественное произведение, наполненное нематериальной энергией, ритуалами и даже звуками кочевого мира Евразии. Рядом с ним археологический памятник становится величественнее и неповторимее, он перестает быть просто материальным осколком ушедших времен и начинает взаимодействовать с современным миром, возвращая нас, жителей III тысячелетия, к подлинным, забытым, истокам. Так рождается новая гармония, и произведения современного художника становятся сопричастными вековым традициям степного эпоса.
Конь и вооруженный всадник на многие века стали олицетворением свободного кочевого мира. Символы выставки – два всадника. Один, глиняный, – предмет археологии, найден в земле, в далекой Таманской степи. Второй – современная монументальная скульптура Чингисхана, произведение Даши Намдакова. Всадник спускается с небес. Как когда-то в представлениях древних кочевников конь, достигающий звезд, символизировал покорение пространства и овладение миром, так и сегодня, в век глобализации, когда активно взаимодействуют культурные и этнические традиции, древние и современные образы выставки «Кочевник. Между небом и землей» и есть связь настоящего и будущего.
Среди уникальных экспонатов выставки – древнейшее бронзовое художественное литье эпохи бронзы Евразийской степи; золотое оружие и украшения скифской эпохи; ювелирные изделия, фигурки людей и животных, предметы быта, погребальные маски, пластины с резными изображениями, халат из китайского шелка и серебряная пайцза хана Узбека, элементы шаманского костюма народов Сибири конца XIX – начала XX в. до н.э. Многие изделия выставляются впервые.
Среди работ скульптора Даши Намдкова – Богатая невеста, Степная Нефертити, Чингис-Хан, и произведения, впервые представленные в России, - Сказка, Хранительница.
Посвящая выставку 100-летию отдела археологических памятников Исторического музея, мы хотели подчеркнуть особую связь древних предметов с сегодняшним миром, напомнить о важности памяти поколений, сохраненной в материальных свидетельствах культуры далеких эпох, и дать возможность прикоснуться к прекрасному в произведениях современного художника, неразрывно связанного корнями с искусством степных кочевников.