НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Клод Моне. Три пейзажа из Фонда Байелера

c 21 мая по 13 сентября 2014Санкт-Петербург
Руанский собор. Западный портал и башня Альбана. Утренний эффект. 1894. Клод Моне. Холст, масло
Кувшинки. 1914-1917. Клод Моне. Холст, масло
Японский мостик. 1918-1924. Клод Моне. Холст, масло
21 мая 2014 года в Зимнем дворце открылась выставка «Клод Моне. Три пейзажа из Фонда Байелера» из серии «Шедевры музеев мира в Эрмитаже», подготовленная Государственным Эрмитажем и Фондом Байелера, Швейцария.

Экспозиция представлена в залах импрессионистов, прекрасно дополняя собрание живописных произведений Клода Моне из коллекции Государственного Эрмитажа, где находится великолепное собрание ранних произведений Моне, начиная с прославленной «Дамы в саду» и двух больших монжеронских полотен. Эти «садовые» пейзажи, исполненные в Сент-Адрессе и Монжероне, невольно побуждают к сопоставлению с поздними видами Живерни.

Творчество Клода Моне (1840–1926) можно условно разделить на три периода. Ранний период простирается от первых пейзажных рисунков (1856) до первой персональной выставки в Галерее Дюран-Рюэля в 1883 году. Тогда же художник поселился в Живерни, с которым связал всю дальнейшую жизнь. Следующий, центральный период знаменателен прежде всего сериями пейзажей, варьирующих один мотив: «Стога», «Поля маков», «Тополя». Последний, самый протяженный этап начинается в 1892 году изображениями Руанского собора, продолжается большой группой «Виды реки Темзы в Лондоне», а главным образом серийными изображениями созданного Моне огромного живернийского сада: «Луга», «Японский мостик», «Кувшинки».

Славу Фонду Байелера, созданному в Риене, Швейцария, в 1997 году одним из лучших галеристов ХХ века, принесли произведения импрессионистов и тех мастеров современности, чьи имена до сих пор определяют пути мирового искусства. На экспозиции представлены три картины Клода Моне, показывающие те грани его искусства, которые не отображены в коллекции Эрмитажа. Все они относятся к периоду Живерни, даже «Руанский собор», начатый в Руане (1892) и продолженный там же (1893), но законченный в условиях мастерской в Живерни (1894), когда творчество уже не нуждалось в подсказках натуры.

Общая проблема серии «Руанский собор», куда входит 30 полотен, состояла не только в последовательном отображении переходных состояний освещенности собора, но в живописном перевоплощении визуальных эффектов в «симфонические» оркестровки. Удивителен каждый нюанс. Утренние лучи уже взбежали на верхние этажи башни Альбана, пока основание собора дремлет в глубокой тени, а готические камни покорны окутывающему их воздуху.

Все позднее творчество Моне связано с Живерни. Он разбил там сады, ставшие удивительным явлением садоводства и одновременно питательной средой живописи. Замечателен Большой пруд, его устройство связано с восточными традициями, деревянный мостик над ним и пышная флора рядом. «Японский мостик» из Фонда Байелера (1918–1924) написан после нескольких глубоко драматических событий: смерть жены, инфаркт старшего сына: ухудшение зрения. Но летом 1914 года, вопреки всем невзгодам, он снова принялся писать, находя в работе лучшее лекарство и забвение. Связь с натурой становится слишком хрупкой. Это даже и не пейзаж в привычном смысле слова и не просто фантазия на привычную тему, а выражение священного трепета перед лицом вечно живой зеленой стихии. Ритмика такого трепета и составляет смысл работы.

Главная тема живописи старого художника – «Кувшинки». Он пишет их снова и снова, не думая о предназначении своих панно. Со временем возникла идея поместить их в корпус Оранжери в садах Тюильри. Не все они «пригодились», а те, что остались, до середины ХХ века были неизвестны. Обобщенность цветовых пятен в поздних «Кувшинках» (1914-17) исключительно велика: голубая вода и зеленый массив листьев, ничего больше. Но важно помнить, что обобщения Моне внушены его пантеистическим отношением к вечно прекрасной природе, благоговением перед животворностью водной среды и растительного мира.

Куратор выставки – Альберт Григорьевич Костеневич, главный научный сотрудник Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения.

К выставке подготовлен иллюстрированный буклет (Издательство Государственного Эрмитажа, 2014), автор которого А.Г. Костеневич.

www.museum.ru/N53855
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.05.2024  x    ?  


Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век

Только линия. Пушкинский Петербург в графике

В Музее архитектуры представили арт-объект «Кристалл представления»

Выставка "Сквозь зеркало и обратно" в Ботанических оранжереях музея-заповедника "Архангельское"

Декада «Благостина» в Угличском музее

Выставка «Николай Рерих. В поисках легенды» в Музее им. В.И. Сурикова

Всероссийский литературно-фольклорный праздник «Шолоховская весна»

Детский праздник "Стойкий оловянный солдатик" на Бородинском поле

Выставка «Мой Дагестан» в Ростовском областном музее краеведения

Межмузейный выставочный проект "Чудо Преображения" в Изборске

Доспех Печального рыцаря XVI века выставлен в царскосельском Арсенале

Весенний праздник фонтанов - 2024 в Петергофе

Проект "НИИ Филаретова" в Московском музее современного искусства

Литературный фестиваль «Про Речь» в Усадьбе Мураново

"За гранью видимого". Фотоработы Светланы и Эмилии Крузе

Выставка "Ключик-Зубило: к 125-летию со дня рождения Юрия Олеши"

В Петербурге открывается музей, созданный в коллаборации с искусственным интеллектом

Фестиваль "Такой Зощенко?!" в Санкт-Петербурге

Выставка "Пушкинская эпоха" в Ростовском областном музее изобразительных искусств

ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века

Выставка "Устойчивость: что такое быть разумным с точки зрения природы"

Лучшие работы фотоконкурса «Российское дерево 2023 года» на выставке в Дарвиновском музее

Выставка «Сад души» в Староладожском музее

Круглый стол «Современная фотография в музее» в Музее архитектуры имени А.В. Щусева

Выставка "Сны Сибири" во Владивостоке


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru