ЕЛЕНА КОВЫЛИНА
ОБРЯДЫ
Живопись. 16.06 - 11.07.2014
"Раз в крещенский вечерок/ Девушки гадали:/ За ворота башмачок,/ Сняв с ноги, бросали…". Не правда ли, знакомые с детства стихи Василия Жуковского отсылают нас
к тому романтическому периоду юности, когда мы мечтали найти цветок папоротника, плели венки и пускали их по воде, гадали различными старинными способами на святки и в другие старинные праздники, прыгали через костер на Ивана Купала. Старинные обряды и ритуалы не просто украшали жизнь, но были неразрывны с природой, историей и культурой. Из великого множества обрядов и ритуалов прошлого мало что дошло до наших дней, к тому же такие праздники как Хеллоуин, Валентинов день, Масленица скорее можно отнести к бизнес-проектам наших дней.
Новый проект Елены Ковылиной "Обряды" состоит из живописных полотен, в центре которых либо персонажи ритуальных процессов, либо важные их объекты. Интерес художника к данной теме следует рассматривать в свете ее занятий практикой перформанса. Очевидно, что между обрядом и перформансом есть общее, несмотря на разность сущностей и целей. Например, им обоим присущи определенная система и последовательность действий, иными словами - ритуал. Однако на этом сходство заканчивается. Перформанс совершается в пространстве искусства - части обыденного, жизненного пространства человека. Обряды, ритуалы принадлежат сакральному пространству, так как всегда обращены к божествам, духам, мистике, потустороннему и другим иррациональным представлениям. Вдохновением для создания цикла картин "Обряды" послужила эстетика славянских обрядов дохристианского, языческого, периода с их ярко выраженными чувственностью, телесностью, когда обнаженное тело служит знаком, символом единства человека и Природы. В этих обрядах Ковылиной близок диалог человека с природой, со стихиями воды, огня и солнечного света. Отсюда картины, посвященные Летнему солнцестоянию (Ивана Купалы), например, "Веночек", "Над костром".
В искусстве перформанса многие художники были под впечатление обрядов и ритуалов. Так, Йозеф Бойс выстроил свою художественную образность на обращении к эстетике шаманизма, Марина Абрамович в одной из своих известных видеоработ обращается к славянским обрядам плодородия. Основой перформанса "Красные гранаты" Елены Ковылиной явился старинный свадебный обряд некоторых восточных стран, в другом своем перформансе она использовала клубки шерсти - символ языческой богини Макоши, покровительницы брака и родов. В 2013 г. состоялась живописная выставка Е.Ковылиной "Красные гранаты" - дебют мастера в Галерее "Файн Арт" и одновременно заключительная часть цельного произведения, представляющего триаду: перформанс - видео/фото - картина. Обращение художников к древним обычаям и ритуалам как бы размывает границу между сакральным и обыденным, вместе с ними мы возвращаемся к Природе, так близкой нашим предкам, приобщаемся к священному, на какое-то время наша жизнь приобретает особый смысл..
Елена Ковылина - специалист в области медиа арта, перформанса и акционизма, лауреат Государственной премии в области современного искусства Инновация-2006, участник ок. 300 международных выставок и проектов, автор и продюсер более 100 художественных проектов, педагог. В Санкт-Петербурге открылась престижнейшая международная выставка Манифеста 10, для которой Е.Ковылина провела перформанс "Равенство" на Дворцовой площади. В Главном Штабе представлено видео этого перформанса (Ирина Филатова).