В рамках Дней культуры Вьетнама в России в Государственном музее Востока пройдет выставка вьетнамской лаковой живописи. В экспозиции будет представлено 30 работ творческого коллектива «Sơn Ta» (в переводе с вьетнамского - «Лаки Вьетнама»).
«Sơn Ta» - молодая организация, образованная в мае 2013 г. Ее составляют 50 мастеров - разных по возрасту (от 25 до 70 лет), опыту, мировоззрению, художественной манере и стилю исполнения, однако схожие в своем стремлении развить и сохранить уникальное явление мировой художественной культуры - лаковую живопись. Помимо создания произведений, продолжающих традиции XX в., художники стараются творчески переосмыслить и обогатить новаторскими приемами этот вид искусства.
Несмотря на столь непродолжительный срок существования, коллектив успел завоевать признание во Вьетнаме. Мастера неоднократно выставляли свои произведения в различных художественных галереях страны. Дважды их работы экспонировались в Музее изобразительного искусства Ханоя.
На выставке в Музее Востока будут представлены работы 30-ти авторов. Здесь и пейзажи Вьетнама (от цветения священного лотоса до величия горных массивов), и глубокие, трогательные портреты, и жанровые сцены, отражающие повседневную жизнь народа.
Выставка приоткроет дверь в богатый мир вьетнамской культуры, расскажет о красоте и уюте крестьянского быта, любви к труду, оптимизме и твердой воле жителей этой солнечной страны.
История изготовления предметов из лака, получаемого из смолы лакового дерева (кэй шон), насчитывает не одно столетие. Обладая прекрасными декоративными качествами, лак также имел защитную функцию, предохраняя бытовые деревянные и плетеные изделия от разрушения в условиях влажного тропического климата. Традиционно произведения покрывали черными, коричневыми или красными лаками. Для усиления художественного эффекта золотили, инкрустировали перламутром и яичной скорлупой. Позже лаковые краски стали использовать и для росписи интерьеров храмов и светских зданий. В начале XX века с появлением во Вьетнаме художественных учреждений, знакомящих художников с западным искусством, в стране появилась станковая лаковая живопись.
Живопись лаком – трудоемкий процесс, требующий от мастеров особых умений и навыков, поскольку вязкие лаковые краски быстро загустевают и практически не допускают исправлений. Особенно ответственным считается последний этап создания произведения, когда на живописную композицию наносят слой черного непрозрачного лака, дают ему хорошо высохнуть, а затем тщательно шлифуют поверхность картины, пока рисунок не проступит сквозь лак.
Национальная лаковая живопись продолжает развиваться и совершенствоваться. Это искусство пользуется большой популярностью у вьетнамского народа и известно широко за пределами страны.