26 июня в Мраморном дворце открывается выставка известного художника-монументалиста, Алексея Юрьевича Талащука. Выставка приурочена к 70-летнему юбилею мастера. В экспозицию войдут известные в нашей стране и за рубежом акварели, эмали и живописные полотна, созданные в разные годы, всего около 70 произведений. В представленных работах образы и сюжеты, связанные с культурным наследием Древнего Востока, Индии и Европы, становятся выразительными пластическими знаками, решенными в стилистике русского авангарда начала ХХ века.
Родина Талащука - село Черняхов Ровенской области. С шести лет живет в Сибири, где начинается его художественное обучение. В 1964 году, защитив в Иркутском художественном училище диплом на "отлично", художник поступил в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной на отделение декоративно-монументальной живописи. Вернувшись в Сибирь, работает над оформлением различных учреждений: его росписи в гостиницах и учреждениях Братска, во Дворце культуры города Кировочепецка на Вятчине, привлекали мощной архитектоничной формой, энергичным звучанием цвета, особой свободой пространственных решений. В настоящее время Алексей Талащук - профессор, президент СПГХПА им. А.Л.Штиглица, народный художник Российской Федерации, академик Российской академии художеств, академик РАЕН, член Международной ассоциации эмальеров Creativ-Kreis International(CKI). Участник многочисленных выставок в России и за рубежом. Его работы находятся в Русском музее, Музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), Музее эмали Барселоны (Испания), Музее эмали Кечкемета (Венгрия), Музее современной эмали Химмерода (Германия), Музее-заповеднике Сергиев Посад, а также в частных собраниях Испании, Венгрии, Швеции, Финляндии, Японии, Аргентины, Италии, США. Награжден: золотой медалью Российской академии художеств, орденами "Звезда Вернадского" I степени, "Георгия Победоносца" II степени. Лауреат "Премии правительства Санкт-Петербурга в области литературы и искусства"(2007).
На выставке в Русском музее будут представлены работы мастера, созданные за 20 с лишним лет. Мотивы и сюжеты Талащук по-разному реализует в акварелях, эмалях и живописи. В графике он предпочитает большие листы, которые обильно смачивает, делает цветные подкладки, сочетает с акварелью пастель, постепенно уплотняя поверхность, делая изображение интенсивнее в цвете. В эмалях же рисунок проступает ещё более отчётливо и веско. Одной из важнейших для художника тем, проходящей лейтмотивом через его творчество, является духовный поиск, озаряемый светом великих цивилизаций: Древнего Египта, Шумер, Эллады и Рима, Византии и Древней Руси. Источники вдохновения мастера, а также мудрость и красота заключены во Вселенском храме. Один из своих циклов художник обозначил как "Фрески". Здесь автор имеет в виду не саму по себе живопись, наносимую обычно на стены, а картину мира, изложенную в ней. Посвящены его работы важнейшим праздникам христианского календаря, например, Рождество Христово. Здесь нет Марии, нет Иосифа, нет даже ветхих заброшенных ясель, есть только младенец Христос, которого автор изобразил в позе "Распятия". Образ креста является главным смысловым центром всей композиции. Он символизирует само Мироздание, Космическую ось, Универсум, Богочеловека. Древние фрески, мифология, архетипические символы объединяют работы данного раздела. Таковы - "Предстояние", "Праздник", "Покров", "Рождество", "Вербное воскресение", где созерцание Богоматери, восходит то к ветхозаветным прообразам, то к эпическим чертам русских дев, то к обобщённому идеалу Вселенской Женственности. Шатёрообразная фигура его Богоматери, изображенная на эмали "Предстояние", столь величественна и монументальна, что иллюзорно покрывает весь мир.
Темы странствий, дороги, пути - излюбленные для художника ("Путь", "Река" также ассоциируются с вечным движением). Это североафриканские сюжеты, берущие своё начало издревле, от мчащихся сквозь века египетских колесниц, музыки вечности ("Музыка"), воспоминания о юге Китая ("Ловля рыбы" и "Лодочник"), испанские впечатления в "Воспоминании об Испании" со средневековой архитектурой Сеговии или "Испанский мотив". С середины 80-х годов и поныне все творчество Талащука пронизано впечатлениями от встреч с шедеврами Русского Севера. В ряде сюжетных и абстрактных рисунков у автора возникает выраженная в нежёстких очертаниях диагональ, напоминающая дорогу, как нечто, соединяющее изображение символов, "населяющих" его произведения. Они будто связующая нить разных потаённых сущностей, путь к которым стремится найти художник. В одном из натюрмортов предметы, кажущиеся антропоморфными, светло выступают из мглистого пространства, словно люди, обретающие свой путь.
Нынешняя выставка в Русском музее раскрывает перед зрителями те сложные мотивации отбора и осмысления идей, образов, благодаря которым и создаются творения мастера. Искреннее стремление к доброму, к согласию, к красоте, к вере проявляется в деятельности Алексея Талащука как художника, человека и педагога.
Выставка продлится до 28 июля.