9 июля в Михайловском (Инженерном) замке открывается выставка "Искусство как профессия. Коллекция Майи и Анатолия Беккерман". Экспозиция предоставляет публике возможность познакомиться с уникальными работами одного из наиболее значительных современных собраний и дополнить представления специалистов и зрителей об отечественном искусстве рубежа XIX-XX веков. На выставке представлено 48 произведений живописи и скульптуры. Среди их создателей - Константин Коровин, Борис Григорьев, Давид Бурлюк, Борис Анисфельд, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова и др.
За более чем 30-летнюю историю нью-йоркская галерея "АВА", которой владеет коллекционер и арт-дилер Анатолий Беккерман, зарекомендовала себя как одна из лучших и наиболее профессиональных организаций, занимающихся продвижением русского искусства в США, а также знакомящих российских зрителей с искусством художников-эмигрантов. Высокое качество собранных работ и готовность к активному взаимодействию с отечественными музеями сделала собрание Беккерман непременным и заметным участником крупных выставок на центральных российских площадках. Произведения из коллекции Беккерман были представлены в Русском музее на масштабных выставках "Русский футуризм и Давид Бурлюк" (2000), "Русский Париж" (2003), "Время собирать… Русское искусство из зарубежных частных коллекций" (2007), "Американские художники из Российской империи" (2009) и др. Несколько месяцев назад собрание Майи и Анатолия Беккерман было представлено на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина. В Русском музее данный проект экспонируется в сокращенном варианте.
В свое время "АВА" оказалась в числе первопроходцев - галерей, целиком специализировавшихся на русском искусстве, в Америке не было. Интерес к России традиционно ограничивался русской иконой и изделиями фирмы Фаберже, с одной стороны, и художниками-нонконформистами, собирательство которых в годы "холодной войны" было своего рода "политическим жестом" по отношению к России - с другой. Галерея "АВА" сделала ставку на классическую живопись и скульптуру и вскоре заняла пустовавшую на американском художественном рынке нишу.
Круг интересов галереи "АВА" распространяется на весьма широкий спектр отечественного искусства: от произведений конца XVIII века до работ родоначальника нонконформизма Олега Целкова. Однако есть в этом спектре и главные направления. Наиболее полно в коллекции Беккерман представлены художники, чье творчество прочно связано с американским континентом, - Борис Анисфельд, Давид Бурлюк, Борис Григорьев, а также именитые мастера русской художественной эмиграции, преимущественно Парижской школы.
Именно произведения художников-эмигрантов начала ХХ века и составили данную экспозицию. Среди них ряд картин Бориса Григорьева, за работами которого Беккерман "охотился" с особенной страстью ("Натюрморт с персиками", конец 1920-х - начало 1930-х; "Натюрморт с кувшином и фруктами", начало 1930-х). Во многом благодаря усилиям Беккермана состоялось "открытие" Бориса Анисфельда как живописца, и ныне его имя стоит в одном ряду с лучшими представителями младшего поколения художников "Мира искусства" ("Суд Париса", 1912; "Мальчик с попугаем", 1923). Можно увидеть на выставке и несколько произведений прославленного "отца русского футуризма" Давида Бурлюка разных периодов жизни ("Ветер", 1916; "Одесса", 1926-28). Николай Фешин ("Две девочки", "Маша", обе - 1920-е) сумел приобрести за океаном гораздо большую известность, чем в России - его портреты пользовались в Штатах необычайной популярностью. Есть на экспозиции и столь желанные для всякого коллекционера русского авангарда произведения выдающихся художников-супругов Михаила Ларионова ("Натюрморт с дыней и гроздью винограда", 1920-е) и Наталии Гончаровой ("Магнолии", 1920-е - начало 1930-х). Рядом с ними - "неоакадемики" Александр Яковлев ("Мясная лавка", 1930) и Василий Шухаев ("Цихисджвари в облачный день", 1956-1957).
Отдельную группу в коллекции Беккерман составляют работы мастеров, входивших в интернациональную Парижскую школу. Это и художник с сочиненным в молодости русско-французским именем Владимир Баранов-Россине ("Голубой натюрморт", вторая половина 1920-х), и занимавшаяся в Академии Матисса Мария Васильева ("Кубистический пейзаж", 1914), и "обитатель" легендарного "Улья" Давид Штеренберг ("На юге Франции", 1912), и один из основателей кубизма в скульптуре Александр Архипенко ("Восточная линейность", 1961). Сюда же входят и работы мастеров, приехавших в Париж уже в 1920-е годы по линии Наркомпроса, например, Роберта Фалька. Корпус его работ включает как ранние ("Пейзаж с красным домом", около 1910), так и поздние ("Портрет архитектора Зои Калатозовой", 1952) произведения русского сезанниста.
Выставка продлится до 11 августа