В залах Российской академии художеств по адресу: ул. Пречистенка, 21 открывается выставка произведений народного художника РФ, члена-корреспондента Российской академии художеств Виктора Харлова «Моя мастерская». Выставка приурочена к 65-летию мастера.
В экспозицию вошло свыше 100 произведений живописи и графики, созданных в 1970-е – 2014 годы, из собраний Вятского художественного музея имени В.М. и А.М.Васнецовых, Дирекции художественных выставок СХ России, Института русского реалистического искусства, а также из мастерской художника.
Виктор Харлов входит в число художников, сформировавших своим творчеством большое российское искусство конца ХХ века. Приверженец традиционной школы русской пейзажной и жанровой живописи, он посвятил свое творчество природе и людям Вятского края.
В 1976 г. он окончил Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова, где учился в мастерской монументальной живописи проф. К.П.Тутеволь.
В 1970-х годах его мастерской стала деревня Русиново в Нижнем Лалье, которое находится на стыке Вологодской, Архангельской, Коми земель и Кировской области. Здесь он открыл для себя древнюю крестьянскую Русь с первозданной природой, патриархальным укладом жизни. По мере вживания в деревенскую тему, Харлов начинал видеть не только красоту земли, но и проблемы людей, живущих на ней. Его работы пронизаны чувством трагической неизбежности конца, тоской по уходящему, состраданием, которые присущи русскому искусству во все времена.
«Последние жители деревни Русиново» – памятник уходящей русской деревне с ее многовековым укладом жизни, уходящей эпохе. Это их предстояние перед разомкнувшейся вековой оградой, предстояние перед своей судьбой. Картина пронизана острым эмоциональным переживанием художника бедственного состояния деревни и ее жителей. Густой, похожий на потемневшее золото колорит, таинственный свет создают ощущение древнего предания.
В.Харлов обладает даром точной передачи характеров и внешности людей. Крепкие фигуры, мускулистые руки, суровые лица – предельная правдивость сочетается с монументальным обобщением образов, их пластической выразительностью.
В 1979 г. художник стал лауреатом премии Ленинского комсомола за эту, столь значимую в его творческой биографии картину, и пейзажи «Лиственница» и «Туман».
В 1988 г. за живописный цикл «Русиновская земля» художнику присвоена Государственная премия им. И.Е.Репина.
Уже в этот период в его больших картинах, эпических и созерцательных, камерных и панорамных, чувствуется зрелость мастера. Он пишет много, энергично и свободно, разнообразная палитра наполнена цветом и светом. Условность раннего периода исчезает. Художник воочию видит цветовое богатство реального мира.
В.Харлову дано особое чувство земли. Земля в его картинах материальна, конкретна географически и одновременно космична. Взгляд художника всегда устремлен к горизонту, создает глубину живописного пространства. Картины художника строятся на точности, даже документальности изображаемого.
Со временем творческой мастерской Харлова стала деревня Животово. Художник остается верен себе, в его картинах нет ничего случайного, для живописи он выбирает не внешние эффекты, а сложные природные состояния. Ждет это состояние как событие. Харлов традиционен во всем и представляет собой архетип русского художника конца Х1Х века.
Мастерская В.Харлова в Вятке окнами выходит на реку и слободу Дымково. Его город узнаваем по дорогим сердцу местам. Таков цикл «Деревянная Вятка». В нем художник торопился запечатлеть исчезающий лик старинного провинциального города.
Дух старой Вятки еще живет в крестном ходе, самом древнем и длительном в России. В этом историческом событии Виктор Харлов услышал современное звучание, новый ритм и передал его в картине «На реку Великую».
В 1980-х годах в творчестве художника появилась новая тема, выдержанная в другой живописной тональности. Художник обратился к своеобразному интерьеру северной русской избы, передавая в нем красоту и праздничность традиционных бытовых предметов. «Утро в русиновском доме», «Прошлые лета. Русиновский дом» - пространство дома наполнено светом, а за окном – радостный, сверкающий пейзаж. Человек и природа в его картинах («Утро», «Лето на Лале», «Сирень цветет», «Субботний вечер» и др.) представлены как неразрывное целое.
На выставке представлен небольшой раздел графики. В рисунке В.Харлов такой же большой мастер пейзажа. В нем проявляется бережное, чуткое отношение к натуре, высокая культура и артистизм, изысканное использование чистого поля бумаги, ее фактуры. Особенно проникновенны снежные пейзажи, где он так поэтично и такими скупыми средствами смог изобразить тишину и безмолвие зимней природы.
В 1990-е годы художник обратился к монументальной живописи. Он исполнил роспись «Успение Богородицы» в Успенском соборе Вятского Свято-Трифонова монастыря, участвовал в воссоздании росписей храма Христа Спасителя в Москве. В 2002 г. исполнил настенные росписи в храме Иоанна Предтечи в Вятке.
В.Харлов – кавалер ордена Преподобного Сергия Радонежского Ш степени. Удостоен золотых медалей Российской академии художеств и Союза художников России. Лауреат Международной премии в области изобразительного искусства имени А.А. Пластова. С 2014 г.- почетный гражданин г. Кирова.
Произведения В.Харлова находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых, многих российских и зарубежных музеев и галерей.
Выставка работает с 6 по 28 сентября 2014 года