НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Русские мотивы в творчестве Виктора Новикова

c 19 сентября по 20 октября 2014Вологодская область
Осень в Вологде. 2001. ДВП, масло.
Деревенский натюрморт. 1997. Картон, масло
Первый снег. 2003. Бумага, акварель.
Виктор Новиков - человек страстный и увлекающийся. Он многое умеет и многое успевает. Виктор - художник, собиратель и исследователь, посвятивший себя изучению славянской культуры и живущий по укладу наших предков. У него за плечами сорокалетний опыт творческой деятельности, участие в десятках выставок не только областных и региональных, но и крупных всероссийских, в том числе трех персональных, две из которых под названием «Русь заветная» проходили в Вологде в 1997, 2002 годах и наглядно продемонстрировали интерес художника к культуре древних славян. На этой почве в Вологде им была создана художественная мастерская «Новикъ», преобразованная в историко-художественный центр. Здесь художник работает над своими произведениями и руководит выполнением художественной резьбы и росписи. Интерьер мастерской напоминает отчасти крестьянскую избу, она буквально завалена старинными предметами домашнего обихода, церковной утварью, книгами и повсюду развешены пучки душистых, целебных трав. Творческая атмосфера мастерской пропитана «русским духом», основа ее деятельности - сохранение и продолжение древних традиций. И свой быт Новиков стремится организовать в соответствии с этими традициями. По характеру ему близки русская рубаха и русская еда, словом, все русское. В рубахе он видит оберег и это взаимосвязано с традициями народа, а пища должна быть здоровой. Краюха ржаного хлеба, луковица, кринка с молоком - вся простота и незатейливость крестьянского быта, какую мы находим в его произведении «Деревенский натюрморт» (1997). Красный цвет, введенный в колористическую гамму холста, также связан с древней символикой и народными традициями.

Осознание любви к Родине, близость к родной земле подтолкнуло художника к созданию жанровых произведений, таких как, «Из детства» (Память) (1986), «Дела давно минувших дней» (На родной земле) (2000), «Купальский вечер» (2004). Мотив деревянного сруба («Память»), потемневшего от времени, трава у дома, порхающая над цветком яркая бабочка, форма крыльев которой повторяется в текстуре бревен, все это образует цепь детских воспоминаний автора, передает, по выражению художника, «ни с чем не сравнимое ощущение Родины, родного дома, родового гнезда».

«Дела давно минувших дней» -здесь сливаются сказочно-былинные образы: древнего человека, медведя, птицы с образом реальной природы. Доминанта композиции - камень с надписью «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» и вековой дуб. Они читаются как символы вечности, крепости, незыблемости бытия. С тщательностью этнографа воспроизводит Новиков орнаментальный рисунок в костюме главного героя, с какой-то трогательной наивностью раскрывает в произведении тему любви к родной культуре.

Этнографический подход использован автором при создании произведения «Купальский вечер». «Особо приподнятое чувство народного гулянья, запах свежевыскобленного к празднику деревянного пола, сияющего как воск, ощущение выбеленного на морозе холста, горячая энергетика огня русской печи, сумеречная загадочность и затаенный смысл русских чудо-сказок, рассказанных бабушкой долгими зимними вечерами...», - вот так говорит с нами художник. Сама тема - необычность, сакральность обрядового действа, совершаемого в этот день, чудеса Купальской ночи передают загадочность происходящего и создают настроение праздничности. Символ праздника -женский венок из полевых цветов и трав. Он находится в центре композиции и как кольцо соединяет человека и природу.

Тяга к родной земле у Новикова возникла не случайно. Виктор Иванович родился на древней славянской земле, на самом стыке современной Калужской и Смоленской областей. Край удивительно живописный, богатый прекрасными, широкими, уходящими вдаль просторами, от созерцания которых невольно успокаивается душа и возникает ощущение гармонии. Здесь, в протяжной русской песне, в народном крестьянском костюме живет душа народа, здесь земля бережно хранит наследие наших предков, здесь все объединилось в цельную, неразделимую картину жизни человека и природы. Предки Виктора Ивановича были крестьянами Калужской губернии, и семейными корнями он связан с древней вятической землей, оттого и именует себя «вятичем». С раннего детства Виктор испытал любовь и уважением к родной земле, крестьянскому труду, к отечественной истории. И эта любовь, вера в свое Отечество, родную Русь нашли выражение в его произведениях.

Впервые к теме славяно-русской истории он обратился в период окончания Московского художественно-промышленного училища (1968-1974) и успешно реализовал художественные задачи в технике гобелена («Град-Китеж», 1973). В 1975 году он вновь обратился к этой теме при создании гобелена «Сказание о Граде-Китеже». В 1982 году, завершая учебу в Московском полиграфическом институте, своей дипломной работой он выбирает оформление исторического романа Валентина Иванова «Русь изначальная» (1982). Молодого художника увлекает возможность раскрытия темы ограниченными средствами, где исторические лица предстают в немногочисленных иллюстрациях. Плавность, округлость линий рисунка тушью смягчает суровость и аскетичность облика древних героев. Таким образом, уже в раннем творчестве определилась тема будущих произведений художника и появилась конкретная творческая направленность.

Образу русского воинства под предводительством князя Святослава Игоревича посвящено произведение «Памяти славных предков» (2002). В центре композиции изображен главный герой, за ним дружина князя, замыкает композицию изображение небесного покровителя - Даждьбога. Чувствуется неподдельный интерес и знание автора русской истории в деталях проработки сюжета. Богатырский дух, красота и сила соединились в торжественный гимн славы русскому оружию.

Облик художника складывается из двух звеньев: первое - исследовательский интерес к славянской культуре; второе - собирательский интерес и коллекционирование предметов материальной культуры древних славян. Не случайно, историческая тема занимает отдельную страницу в творчестве Новикова.

Приехав в Вологду по распределению после окончания Московского полиграфического института в 1982 году, художник был покорен обликом древнего города, памятниками деревянного зодчества, и это послужило началом работы над серией графических листов «Деревянное зодчество» (1987). Архитектура Вологды не раз привлекала к себе внимание художника, так одной из его ярких работ является «Старая Вологда. Колокольня Владимирской церкви» (1989), запечатлевшая один из уникальных памятников начала XVII века - каменную шатровую колокольню. Позднее этот интерес не остыл, и в этюдах, написанных маслом во время летнего пленэра 2004 года, во всей красе предстали памятники архитектуры Великого Устюга («Киприяновская церковь Михайло-Архангельского монастыря», «Ворота Михайло-Архангельского монастыря»).

В архитектурных деталях, в вещах старого быта художник находит новые мотивы для своих произведений. Так родилась серия работ «Уходящие ремесла»: «Лампы», «Дымники», «Старые лампы», «Вологодские дымники». Работа над ней началась еще в 1992 году и первоначально мотивы нашли художественное решение в станковой графике. Затем последовал живописный вариант 2004 года. Композиционно объединив мотив ламп и дымников с деревянной архитектурой, этот сюжет художник переводит в живописный вариант, находя наиболее удачное художественное решение.

Автор владеет самыми разными живописными и графическими техниками. Пишет маслом и темперой, работает в оригинальной и станковой графике, занимается гобеленом. Среди оригинальной графики Новикова выделяется серия «По славянским мотивам» (2003), состоящая из трех произведений: «Пардус» (Барс), «Птицы клевучие», «О славянской письменности», при создании которых художник прежде всего обращается к древнерусским мотивам. При всей декоративности подхода к изображению драгоценного мерцания золота в «Пардусе» и холодного блеска перламутра в «Птицах клевучих» большее внимание художник уделяет передаче объема резного орнамента. Иной характер в произведении «О славянской письменности» в изображении древних фолиантов в соединении с берестяными грамотами и деревянной игрушкой. Здесь главным для автора является графическое решение. Серия «По славянским мотивам» отличается оригинальностью сюжета, декоративностью и творческой фантазией.

Декоративный подход характерен в целом для творческого почерка Новикова. Так графические листы «Набат» (1977) и «Время» (2003) объединены замыслом и композиционным решением, но различны по цветовой гамме и выполнены в разных материалах. Первоначально «Набат» был задуман как эскиз к гобелену, но переработанный в технике темперы обрел черты самостоятельности. «Время», напротив, сразу было задумано в технике пастели. Сам мотив колокола, призывающего к действию, воспринимается своего рода символом и важен для философских размышлений автора. Вологодская земля стала для Новикова второй Родиной, она открыла ему красоту и прелесть северной русской природы. Именно здесь, на Вологодчине, он сложился как художник.

Одна из многочисленных техник, которыми он владеет, - акварель, позволяющая передать всю свежесть природы. В акварельных работах наиболее ярко проявляются манера художника, его темперамент и чувства. Примером тому служат пейзажи, созданные им в разные годы «Ветка» (1972), «Осень в деревне» (1985), «Золото осени» (1995), «Туча уходит» (2000). Техника акварели требует прежде всего эмоциональной отдачи, поэтому художник работает умом и сердцем. Но часто рассудочность уходит на второй план и появляется авторское начало. Опираясь на народное искусство, традиционным для Новикова является обращение к исконно русскому пейзажу. Убежденный традиционалист, он рассматривает национальный пейзаж как классическое русское наследие. Опора на традиции в искусстве принципиально важна для художника. Даже иконографический образ святого Николая Чудотворца («Никола Северный», 2004) представлен на фоне пейзажа, одновременно выражая и духовность, и национальную самобытность. Виктор Новиков - художник неординарный и многоплановый. Круг тем близких ему включает: славяно-русскую историю, философию, историю религий, духовное здоровье нации. Многообразие технических приемов помогает Виктору Ивановичу тонко передать свое восхищение нашей северной природой, любовь к традициям предков. Художник постоянно находится в поиске, он полон сил и энергии, у него большие планы на будущее, и хочется надеяться, что все это, объединившись в его кипучей натуре, принесет свои творческие плоды.

На персональной выставке В.И.Новикова в залах Вологодской областной картинной галереи представлены живописные и графические работы разных лет, а также коллекция предметов русского быта – старинные прялки, утицы, утюги, пряничные доски, дымники, керамика XIX – XX веков, собранные и сохраненные самим художником до нынешнего времени. Эта выставка пробуждает у каждого человека интерес к традиционной русской культуре, позволяет почувствовать связь традиций, эпох, поднимает порой забытые когда-то пласты русского народного искусства.

www.museum.ru/N55129
Ваше мнение »»

»»Вологодская областная картинная галерея
Адрес:Вологодская область, г. Вологда, Кремлевская площадь, 10
Проезд:См. здесь
Телефоны:(8172) 72-79-02
сайт:vologda-gallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 28.03.2024  x    ?  


К 210-летию взятия Парижа русскими войсками. Выставка "Пластилиновое войско Леонида Зайцева"

Выставка «Праздник Благовещения» в Музее имени Андрея Рублева

Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова

Выставка "Дикое поле. В вечном движении" в Государственном историческом музее

Образ художника и слово писателя. Иллюстрации Б. Непомнящего к произведениям Ф.М. Достоевского

Выставка "Время жить и помнить" в Музее политической истории России

Сергей Иванович Мосин – легенда оружейной Тулы. К 175-летию выдающегося конструктора

Марина Аргунова «Мальчишки и девчонки». Фотография

Выставка Оксаны Архиповой "Страницы жизни" в АРТМУЗЕ

Персональная выставка Андрея Блиока в Музее современного искусства АРТМУЗА

Наследники Данилы-Мастера

Выставка «Крым – 80-летие подвига» в Музее Победы

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Выставка "Весна-2024" в Большом зале Санкт-Петербургского союза художников

Художественная резиденция в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Солдаты милосердия». Выставка музея-заповедника «Сталинградская битва» в Туле

100 лет. Владимир Ветрогонский. Продолжение…

Маршруты особой важности. К 85-летию спецсвязи

Выставка "По обе стороны рампы" в Иркутском музее декабристов

Живое и Мертвое. Экологическая фантазия

Выставка к 130-летию со дня рождения выдающегося авиаконструктора С.В. Ильюшина в Музее Победы

Строгий юноша: театр и мода Константина Гончарова

Коллаж как продолжение театра

Выставка «Преемственность поколений» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Экзотические птицы. Пернатые обитатели зоопарков мира в кадрах фотографа Александра Авалова

Выставка "Изучать. Творить. Создавать" в усадьбе Измайлово

Звери и птицы Ирины Маковеевой

Выставка "Однажды бабочке приснилось..." в Дарвиновском музее

Искусство и декорация как повседневность античности

Русская графика Серебряного века


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru