Открытие нового экспозиционного пространства с выставкой "Время нашей свободы" (трагедия испанского еврейства в творчестве российских художников-евреев)
23 сентября Музей истории религии открывает новую экспозицию, на которой после многолетнего перерыва будут представлены два знаменитых экспоната музейного собрания – горельеф Марка Антокольского «Нападение инквизиции на евреев в Испании во время тайного празднования ими Пасхи» и живописное полотно Моисея Маймона «Марраны».
Композиция горельефа и изображенный на нем интерьер перекликаются с дизайном нового экспозиционного пространства, располагающегося в подвальных помещениях музея и впервые открытого для посетителей.
Работы М. Антокольского и М. Маймона объединяет общий сюжет – внезапный приход инквизиции на пасхальную трапезу марранов (испанских евреев, принявших христианство добровольно или по принуждению).
Представленные на выставке произведения – поздние версии работ, принесших авторам успех и известность. Антокольский создал первый эскиз горельефа «Инквизиция» в 1869 г., последний – в 1902 г. Маймон впервые написал картину «Марраны» в 1893 г., повторно – в 1916 г.
И Антокольский, и Маймон – выпускники Императорской Академии художеств – эмансипированные евреи, не изменившие вере отцов. И одного и другого всю жизнь волновала трагедия марранов - евреев Испании - насильно или добровольно принявших католичество и потому избежавших изгнания, но не жестоких преследований инквизиции. Оба произведения были задуманы авторами как политические высказывания о надеждах евреев России на веротерпимость и гражданское равноправие, рожденных реформами Александра II. И о крушении этих надежд на фоне реакционной и ограничительной политики Александра III.
С историями этих произведений и судьбами их авторов познакомит представленный на выставке мультимедийный фильм.
В название выставки вынесены слова из благословения, произносимого евреями всего мира в праздник, посвященный Исходу из Египта: «И дал Ты нам, Господь, Бог наш, с любовью праздники для радости, времена для торжества и веселья, этот праздник мацы, время нашей свободы, священного собрания в память выхода из Египта». Обычно этот праздник именуют Пе́сах (иврит: миновал, прошел мимо) в память о том, что Всевышний миновал еврейские дома во время последней из десяти казней египетских, когда поразил первенцев. В другом названии праздника Пе́сах – Хаг а-Херут (иврит: праздник свободы) – отражена тема освобождения из рабства и обретения свободы, занимающая центральное место в ритуалах пасхальной трапезы.