Выставка «Легенды гламура». Тамара Нестерова.
Поп-арт.
ЦДХ
24 зал
5.11-20.11
Произведения Тамары Нестеровой располагают к себе зрителя сразу и надолго. Они подкупают всякого, кто смотрит на них, своей неподдельной искренностью, чистотой замысла и ясностью его воплощения. Все они пропитаны и пронизаны любовью и восхищением героинями и героями художницы, а это – знаменитые актрисы, фэшн-модели и певцы – все те, кого принято именовать «звездами шоу-бизнеса». Под руками Тамары Нестеровой они превращаются в близких, почти родных людей, при этом не утрачивая своего «звездного» обаяния. И непредвзятые и внимательные зрители сразу разделяют и принимают эту точку зрения автора, ведь большинство из них как раз и мечтает приблизиться, приобщиться к миру «звезд», преодолеть непроходимую пропасть между своим миром и миром этих «небожителей».
В каждой работе художница интуитивно и необычайно точно находит манеру и стилистическую оболочку, которая идеальным образом соотносится с индивидуальностью того или иного героя. При этом лица Мэрилин Монро и принцессы Дианы, Лиз Тейлор и Одри Хэпберн, Софи Лорен и Брижит Бардо, легедарной четверки «Битлз» и Рэя Чарльза представляют собой, по сути, некую постоянную величину, поскольку сознательно позаимствованы из тиражируемых модными цветастыми журналами и афишами канонических образов этих знаменитостей. Но все, что выходит за рамки сложившихся и растиражированных медиа и рекламой имиджей, то, в чем эти кумиры миллионов сохраняют свою человеческую индивидуальность, – как раз область, в которой располагается творческое прочтение Тамарой Нестеровой собственной «звездной карты». Благодаря обращению к приемам коллажа и ассамбляжа, то есть включению даже стразов «Svarowsky», то есть элементов непривычных и неожиданных для сложившихся «глянцевых» имиждей – работы художницы сразу превращаются в очень искреннюю и радующую глаз и душу зрителя домашнюю портретную галерею, в которую обычно включают близких родственников и друзей.
К приятию и восхищению каждой своей героиней и каждым героем Тамара шла по-своему, поэтому всякий раз она к ним подбирает особый подход, антураж и раму. В одних случаях определяющими становятся кадры известных фильмов (например, как в случае с Одри Хэпберн, которая изображена в роли из фильма «Завтрак у Тиффани») или выступление на сцене (Рэй Чарльз). Впрочем, художница и кадр фильма с Одри, и облик сцены у Рэя обогащает множеством ею придуманных и любовно созданных деталей. Например, Чарльз играет у нее на светлой веранде, с цветами в вазе на рояле и с видом на цветущие деревья и холмы на фоне закатного неба.
Важно подчеркнуть, что художница воображает облик своих героев именно такими и никакими другими по очень личным ассоциациям, не стараясь никому подражать или за кем-то следовать. Они – ее и только ее. Поэтому Тамаре важно, как ее кумиры выглядели вне экрана или сцены – и не только в свете софитов, вспышек фотографов и под сотнями взглядов почитателей (к примеру, в одной из вещей с Мэрилин Монро, где она стоит перед микрофоном на фоне американского флага, или в портрете Лиз Тейлор, кажется, пришедшей на какой-то светский прием в шикарном платье и меховой горжетке), но и в частной жизни. Так, Брижит Бардо, известная в последние годы как защитница прав диких и домашних животных, изображается Тамарой с большой дружелюбной собакой в домашнем интерьере, а Софи Лорен – словно бы перед зеркалом за туалетным столиком в своем будуаре. Да и Мэрилин в другой работе Нестеровой в изящной меховой шапочке и с меховым воротником, задумалась, изящно приоткрыв рот, и словно прислушивается к некоей мелодии, которую напевает рядом птичка с розой в клюве, и которая как будто звучит из нот, служащих фоном для всей композиции. «Битлы» у Тамары словно пришли на день рождения: они пьют шампанское перед праздничным столом с пирожными, фруктами и тортом со свечами (их всего три), а с потолка свисают разноцветные шарики. Столь же праздничное настроение наполняет еще одну композицию художницы – ту, где она впервые изобразила не всемирных знаменитостей, а своих друзей в момент их свадьбы, в торжественных праздничных одеяниях и на фоне огромного розового сердца.
Особняком среди работ Тамары Нестеровой стоит портрет покойной принцессы Дианы. Принцесса с улыбкой смотрит на зрителя из своеобразной рамы из фиолетовых цветов, которые кажутся вытканными на узорчатом ковре. Диана изображена в том облике, в котором она осталась в памяти ее многочисленных почитателей, ведь привилегия рано ушедших – оставаться вечно молодыми.
Бесхитростное и искреннее восхищение объектами собственного творчества – несомненные черты так называемого «наивного искусства». Напомним, что на протяжении всего ХХ века именно «наивные» художники (такие как Нико Пиросмани в России или Таможенник Анри Руссо во Франции) оказывали решающее влияние на художников профессиональных, и именно их «наивные» творения» своей внутренней свободой, ненадуманной честностью и потому идущей не от головы, а от интуиции и чувства, экспрессией, двигали вперед художественный процесс ХХ века в целом. Произведения Тамары Нестеровой, кроме этих качеств, обладают бесспорным вкусом и всякий раз удачно композиционно выстроены. А это уже качества подлинного художественного дарования, в котором могут убедиться все, кому предстоит увидеть работы талантливой и оригинальной художницы Тамары Нестеровой.