Узнавайте все о сосне у самой сосны, о бамбуке - у самого бамбука. Из японской поэзии.
Проект включает 8 больших графических листов 100х70 см, техника - карандашный рисунок на бумаге или холсте. Настоящая выставка завершает начатый художником в этом году проект "Градация серого". В основе художественного высказывания автор, как и прежде использует поэтическую метафору, визуальную аллегорию. Как и прежде любимейший инструмент Тимофея Смирнова - карандаш, который есть альфа и омега, начало (набросок, этюд) и конец (законченная работа) в творчестве художника. Карандаш - центральный объект в работах, например, "Деловая древесина" и "Шкала". В первом случае мы видим его стройным и прекрасным на переднем плане среди сосен, с которыми он, поднимаясь в высь, образует штрих-код, прерываемый ослепительно белой пустотой. Работа "Шкала" как бы представляет аллегорический образ творчества в виде длиннющей лестницы, где первая ступенька - остро заточенный карандаш, венчает лестницу шкала, напоминающая шкалу цветоделения, необходимую при репродуцировании готового произведения. В наше время увлечения различными гаджетами и технологиями применительно к дизайну и созданию произведений искусства Смирнов также отдает должное и другим инструментам, которые в руках художника непосредственно передают бумаге его замысел и энергию, а не через компьютерную программу с последующей печатью. Это перьевая и шариковая ручки в листах "Туда, где не слышно голоса" и "Аллегория литературы", "Без названия" соответственно, а также гусиные перья в "Падении Икара".
При формировании художественных образов автор в основном использует свои ощущения окружающего мира, источники информации, а также воспоминания о культурных раритетах прошлого. В основе всех композиций глубокие размышления художника о вечности и смерти, выражающей конечность пути, о нечто и ничто, о бесконечных переходах субстанций из одного состояния в другое. Во всех композициях присутствует пустота - ослепительно белая, глухо черная или мутно серая, при этом ее не следует понимать, как антипод визуальным образам. Подобно буддизму художник призывает зрителя к постижению пустоты, на чье развитое интеллектуальное восприятие, готовность к участию в авторских поисках и размышлениях он рассчитывает. Для тех, кто мыслит, пустоты не существует. Или "Пустота внутри/ звук падения камня/ ты не услышишь" (из японской поэзии).
Рассматривание графических листов Смирнова обязательно приводит к раздумью, ассоциациям, аллюзиям. Например, думается, что глупость человечества не преходяща, как это видно из работы "Неотправленное письмо с корабля дураков". Письмо в виде бумажного кораблика с фрагментом одной из гравюр Дюрера к книге Бранта "Корабль дураков" запечатано в бутылку, однако вода плещется внутри этой бутылки, а не вокруг нее. В работе "Туда, где не слышно голоса", человеческая мысль, воплощенная в слово, в образе воздушного змея уносится в облака, в высь. Ей не противоречит лист "Падение Икара", где в стеклянном шаре заключен фрагмент одноименной картины Питера Брейгеля, именно та часть картины, в которой видны болтающиеся в воздухе ноги утонувшего Икара. Полет Икара всегда символизировал полет человеческой мысли, жажду новых открытий. Все сюжеты Смирнова динамичны, движение происходит по кругу, по вертикали, горизонтали, в верх, в низ.
Тимофей Смирнов вновь предстает перед нами как художник-философ, художник-романтик, поражающий нас уникальным мастерством карандашного рисунка.
Ирина Филатова.