27 января, во вторник, в 17.30 в Третьяковской галерее на Крымском Валу состоится пресс-показ выставки " Зорикто Доржиев. Воображаемая реальность".
Выставка открыта для посетителей с 28 января по 1 марта 2015 года
Третьяковская галерея на Крымском Валу, залы 80-82
Куратор Н.Г. Дивова
Участники: Галерея Ханхалаев, частное собрание
Экспонируемые работы: около 80 произведений: живопись, графика, скульптура 2005-2014 годов
Зорикто Доржиев (род. 1976) работает в станковой живописи, графике, книжной иллюстрации, скульптуре, а также как художник кино. Восприняв основы русской академической школы и "космополитизм" современного европейского искусства, Доржиев продолжает следовать бурятским национальным традициям.
Творческий метод Доржиева строится на синтезе нескольких составляющих, главные из которых - фигуративная традиция академической школы и культурное наследие кочевых народов Бурятии.
В 1996 году он окончил Бурятское республиканское училище культуры и искусства в Улан-Удэ, в 2002-м - Красноярский государственный художественный институт, а в период с 2003 по 2005 год стажировался в творческих мастерских Российской академии художеств. Обучение академической живописной системе дало Доржиеву возможность усвоить и в дальнейшем использовать навыки построения формы, законы цветовой компоновки, композиционную организацию изображения.
Работа с традиционными народными образами ведется Доржиевым очень внимательно и деликатно. Ему удается избегать популистского тиражирования узнаваемых элементов, этнографической или музейной реконструкции. Художник создает изображения, которые насыщены характерными свойствами культуры Центральной и Восточной Азии, такими как закрытость и погруженность в себя персонажей, пластическая аскетичность и лапидарность форм, декоративная разработанность поверхности. Фоном в его произведениях часто становятся необъятные просторы степи. Осмысление темы Великой степи - лейтмотив творчества Доржиева. А образ главного героя - кочевника - автор определяет так: "Кочевник для меня - созерцатель. …Это художник, поэт, философ. Как правило, он одинок".
На становление творческого метода мастера оказала влияние работа в кинематографе. Он был приглашен С. Бодровым в качестве художника по костюмам фильма "Монгол" (2004) и стал одним из художников фильма А. Федорченко "Небесные жены луговых мари" (2012). Здесь он столкнулся с особой задачей - необходимостью решать общую композицию кадра и одновременно уделять внимание прикладной сфере: костюмам и декорациям.
В художественном языке Доржиева сочетаются графическое силуэтное начало с массивностью и весомостью архетипических форм. Так, визуализация ориентальной поэтики сочетается с отражением мифо-эпических сказаний. Адекватность времени при этом проявляется во введении в ткань произведения сложного ритма современного изобразительного языка.
К выставке опубликован иллюстрированный каталог, который сопровождается вступительной статьей А.К. Якимовича. В издание вошли не только работы, представленные на выставке, но и совсем новые