НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

И.И. Машков «Портрет А.Б. Шимановского». Выставка одной картины

c 23 января по 15 марта 2015Саратовская область
Машков И.И. Портрет А.Б. Шимановского
В Балаковской художественной галерее зрители могут увидеть уникальное произведение Ильи Ивановича Машкова из коллекции Радищевского музея «Портрет А.Б. Шимановского» (1922).

Илья Иванович Машков(1881-1944) – один из самых ярких живописцев художественной группировки раннего русского авангарда, выступавшей в начале 1910-х под дерзко провоцирующим названием «Бубновый валет». Критики отмечали его упоение плотью вещей, которое обращается порой в щеголянье силой изобразительности и виртуозностью своего мастерства. Это чувствуется и в «Портрете А.Б.Шимановского» (1922).

Антон Борисович Шимановский, художник и коллекционер, в ту пору новый родственник Машкова, женившегося в 1922 году на Марии Ивановне Даниловой. Шимановский муж её родной сестры. Машков охотно писал новую родню. В изображении Шимановского явное стремление к парадности. В отличие от своих портретов середины 1910-х годов живописец не подчёркивает глубины, а скорее «сплющивает» пространство. План укрупняется, фигура и аксессуары рассматриваются с повышенной пристальностью. Машков озабочен специальным подбором вещей, обладающих запоминающейся индивидуальностью: декоративная колонна карельской берёзы, мебель красного дерева, жостовский расписной поднос, нарядный флакончик, красной меди самовар с заварочным чайником. Образная активность каждого предмета велика, но она не работает на портретную задачу.

Сосредоточенность на иллюзорной передаче вещей служит не столько выявлению духовно-душевных качеств портретируемого, сколько видимых свойств каждого конкретного предмета. Лицо Шимановского, трактованное с натуралистической жёсткостью, открывает характер нелёгкий и сложный. В посадке фигуры, в положении рук, во всём его облике какая-то напряжённость. И это, пожалуй, всё, что можно о нём сказать. Натюрмортные аксессуары по сути ничего не добавляют к психологической характеристике.

Судя по всему, портрет этот изначально именно так и задумывался. Сохранились рисунки к нему. В одном из них уже обозначились и поза модели, и предметное её окружение, и общее решение композиции. Видимо, портреты труднее давались художнику, нежели пейзажи и натюрморты, и требовали длительного продумывания и некоторой предварительной подготовки: для большинства из них он делал графические эскизы. Портретные композиции начала 1920-х, при общей положительной их оценке, вызвали ряд замечаний как в современной мастеру художественной критике, так в последующих трудах исследователей. Машкова корили за перегруженность аксессуарами, за избыточную иллюзорность деталей, за суховатость в трактовке лиц.

Любопытно, какую роль в эффектном обыгрывании аксессуаров играют наиболее традиционные из них для типично «бубнововалетской» картины. Прежде всего, жостовский поднос. И в более ранних работах Машкова подносы выступали не в своей утилитарной функции, а как бы «позировали», будучи развёрнутыми на зрителя в вертикальном положении, как своего рода «картина в картине». Верно замечено: «чем меньше поднос интересовал Машкова как утварь, тем большее значение он приобретал как живописная цитата, как образчик «подносного стиля».

В начале 1910-х годов роспись подносов давала настройку машковской персональной стилистике. И не только в натюрмортах. Ещё в 1911 году Максимилиан Волошин отмечал это стремление живописцев «Бубнового валета» натюрмортно трактовать облик модели: «Они старались упростить и обобщить в основных плоскостях и очертаниях человеческое лицо совершенно таким же образом, как упрощают яблоко, тыкву, лейку, ананас, хлеб». И в колорите тогдашних портретов оставалось это ощущение интенсивной и грубоватой красочности «подносной» росписи.

В портрете А.Б. Шимановского ничего подобного уже нет. Письмо фигуры и лица ближе натуралистическому пониманию портрета, нежели сугубо «бубнововалетскому». И только аксессуары (прежде всего самовар и поднос) дают представление о том, какие живописные возможности открывались в исканиях мастеров объединения. Это, по слову исследователя, «известные атавизмы мироощущения примитива», ещё сохранявшиеся в полотнах И.И. Машкова начала 1920-х годов. Это символы прощания с исканиями ранней поры – не более того. Бубнововалетский период в творчестве художника заканчивался. И уже бесповоротно.

Автор: Водонос Ефим Исаакович - заведующий отделом

Балаковская художественная галерея. Заовражная, 9

Телефон: (8453) 44 03 75

www.museum.ru/N56593
Ваше мнение »»

»»Балаковская художественная галерея
Адрес:Саратовская область, г. Балаково, ул. Заовражная, 9
Проезд:Авт. №№ 5, 7 до ост. «Балаковская художественная галерея»
Телефоны:(8453) 44-03-75
сайт:www.radmuseumart.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 16.10.2019  x    ?  


Три столетия русской воинской славы

Екатерина II. Личное пространство. В Царском Селе будут воссозданы личные комнаты императрицы

В рамках программы «Классики российской фотографии». Борис Игнатович

«Тарханы – место гения». К 205-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова

К 205-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Выставка «Отделкой золотой блистает мой кинжал…»

Выставка Игоря Курчинского в галерее "Голубая Гостиная"

Ко дню памяти жертв политических репрессий. Программа Музея Анны Ахматовой

Средневековый город. Киноверсия. Выставка кинореквизита в Галерее "Стерх" (г. Сургут)

Торжественное собрание «Единство и доблесть. Дикая дивизия в истории и искусстве»

Эмма Герштейн. Вблизи поэтов. Мемуары. Презентация книги в Музее Анны Ахматовой

Конференция «Павленковские чтения» о книжном деле в России в XIX– начале XX в.

Выставка «Изба. Инструкция по применению» в Кутузовской избе

«Нет ничего дороже жизни…»

Выставка "БлагоДарение" в Сургутском краеведческом музее

Как победить эпоху. Испанский республиканский плакат времён Гражданской войны

Частный музей на карте региона. В рамках III Международного форума "Культура в действии"

Выставка «За труды и Отечество» в Калининградском историко-художественном музее

Константин Маковский. Реалист и мифотворец

Выставка живописи Ильи Вавилова "Цветы под дождём"

Осенняя программа воскресного лектория Государственного музея Л.Н. Толстого на 2019 г.

Выставка-акция А3/33 в Галерее А3

Школа наследия открывает новый семестр встречей с Андреем Кнышевым

История кадетского образования в России XVIII-XIX вв.

Выставка «Сны о Богучарове» в Туле

«Вот чрезвычайно странный писатель…»: Достоевский и Эдгар По

Выставка «Окна «Полярной Правды»

Ингушские мотивы в душе России

Персональная выставка Бориса Беленкина "Тель-Авив в Санкт-Петербурге"

Выставка А.Г. Траугота в Пушкинском Доме

Золотой век русского искусства. Живопись второй половины XIX века на выставке в Серпухове


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru