НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

«Аллегория истории». Людвиг Гуттенбрун. Цикл «Выставка одной картины»

c 20 февраля по 31 мая 2015Саратовская область
Гуттенбрун, Людвиг 1750, Кремс (близ Вены) – 1819, Италия. «Аллегория истории». Копия с фрески Р. Менгса. Дерево, масло. 64,5 х 41,5
Среди картин Радищевского музея аллегорических сцен немного. Одна из самых эффектных копия со знаменитой фрески Рафаэля Менгса (1728–1779) «АЛЛЕГОРИЯ ИСТОРИИ», написанная австрийским живописцем Людвигом Гуттенбруном (1750-1819). Среди поклонников крупнейшего представителя стиля неоклассицизм, «нового Рафаэля», как называли Менгса современники, были не только европейские монархи, но и папа римский Клемент XIV (1769–1774). По его заказу Менгс делал росписи в Ватиканском дворце. В 1772–1773 годы выполнил на потолке кабинета папирусов фреску, посвященную знаменательному событию - открытию Клементом XIV музея Истории. Композиция из собрания Радищевского музея была выполнена для другого августейшего поклонника Менгса, испанского короля Карла III, просившего художника присылать ему «в небольших размерах, копии со всех своих славных произведений, которые он предпримет в Риме». По мнению Менгса, всего один его современник – австриец Людвиг Гуттенбрун оказался способен мастерски списывать копии. Копия с фрески «Аллегория истории», написанная в последний год жизни Менгса и не отправленная из-за его смерти в Мадрид, была продана наследниками. Ee удалось купить однсму из самых известных русских коллекционеров, дипломату и государственому деятелю, князю Николаю Борисовичу Юсупову (1750-1831). Знаток искусства, несколько лет занимавший пост директора Эрмитажа, он обладал одной из лучших в Европе частных картинных галерей. После революции собрание Юсуповых было национализировано и передано в Государственный музейный фонд. В 1933 году картина «Аллегория Истории» поступила в Радищевский музей в Саратове.

Сцену «Аллегория Истории» отличает четкость и рациональность в построении пространства, а ее персонажи словно сошли с полотен мастеров эпохи Возрождения. Олицетворением Истории является сидящая в центре женская фигура в лавровом венке. Ее атлетическая фигура вызывает в памяти сивилл Сикстинской капеллы великого Микеланджело Буонаротти. История держит на коленях книгу, в которую записываются важнейшие события. Справа прекрасный крылатый юноша в дубовом венке - атрибуте доблести и славы – подносит несколько свитков с известиями. Это, по всей видимости, гений Истории, ее помощник, собирающий сведения о важнейших исторических событиях. Справа и чуть впереди, с косой, символизирующей неумолимую смерть, изображен могучий старик - бог времени Хронос. За спиной Истории еще две фигуры. Чуть позади, слева - Двуликий Янус, персонифицирующий Прошлое и Будущее. Янус указывает на открытый проем – вход в музей, сохраняющий для потомков великие события истории, в противовес могильной плите, символизирующей забвение и краткосрочность земной жизни. В верхней части композиции парит фигура крылатой Аллегории Славы, под звуки трубы также указывающая на вход в Музей Истории.

Посетителей музея часто интересует вопрос, может ли копия представлять самостоятельную ценность как произведение искусства. Вспомним, что, собственно, принято называть копией. Слово «копия», на латинском языке означающее «множество» - художественное произведение, повторяющее другое произведение и исполненное самим автором либо другим художником. Копия, если она не используется с целью подделки, может отличаться от оригинала по технике и размерам, но должна точно воспроизводить манеру и композицию оригинала.

Значимость копии определяется, прежде всего, двумя факторами - временем ее создания – чем ближе ко времени создания оригинала, тем больше ее ценность, и мастерством копииста. Ученики, работавшие в мастерской большого мастера, часто делали точные повторения его композиций. Такие копии имеют значительную художественную ценность. А ведь задача, стоявшая перед Гуттенбруном, была гораздо труднее! Он должен был использовать совершенно иные живописные приемы - те, которыми располагает техника масляной живописи. Работа усложнялась, к тому же, большой разницей в размерах – ведь фреска занимала значительную часть свода большого зала, а заказанная живописная копия с нее должна быть маленького «кабинетного» размера. Гуттенбрун прекрасно справился со всеми трудностями – форма предметов построена пластично и свободно, сложные ракурсы фигур композиции выверены и выдержаны.

Формирование Людвига Гуттенбруна как живописца началось в его родном городке Кремсе близ Вены. Несколько лет он провел в столице Австрии, затем переехал в Рим. Гуттенбрун пробовал себя в разных жанрах, но более всего прославился как автор портретов своих современников - представителей интеллектуальной европейской элиты. В этих портретах небольшого размера, выполненных, как правило, на дереве, заказчиков подкупала естественность и достоверность, сближающая Людвига Гуттенбруна с голландской школой. А аллегорическая композиция из собрания Радищевского музея показывает, каким многогранным было дарование этого мастера.

Автор: Татьяна Савицкая, заведующий отделом зарубежного искусства.

www.museum.ru/N56906
Ваше мнение »»

»»Балаковская художественная галерея
Адрес:Саратовская область, г. Балаково, ул. Заовражная, 9
Проезд:Авт. №№ 5, 7 до ост. «Балаковская художественная галерея»
Телефоны:(8453) 44-03-75
сайт:www.radmuseumart.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 16.10.2019  x    ?  


Три столетия русской воинской славы

Екатерина II. Личное пространство. В Царском Селе будут воссозданы личные комнаты императрицы

Выставка «Искусство русской вышивки XVI – начала XX века» в Коломенском

Шедевры мастеров Парижской школы на выставке в Челябинске

”Новая классика”. Из опыта художественной практики современного декоративного искусства

Презентация интерактивной карты "Место ссылки - Сургут" в Сургутском краеведческом музеее

Выставка «Мир Калашникова. К 100-летию выдающегося конструктора-оружейника»

В рамках программы «Классики российской фотографии». Борис Игнатович

Выставка «В глянце белого фарфора» в Краеведческом музее Копейска

Круглый стол "Современное искусство обращается к классике: конформизм или апроприация?"

Международная научная конференция «Классическая традиция в развитии: от античности до современности»

Выставка «Техника в масштабе» в Тульском государственном музее оружия

Научно-практическая конференция «Образовательные программы в сфере дизайна»

К 205-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Выставка «Отделкой золотой блистает мой кинжал…»

Выставка Игоря Курчинского в галерее "Голубая Гостиная"

Ко дню памяти жертв политических репрессий. Программа Музея Анны Ахматовой

Средневековый город. Киноверсия. Выставка кинореквизита в Галерее "Стерх" (г. Сургут)

Торжественное собрание «Единство и доблесть. Дикая дивизия в истории и искусстве»

Эмма Герштейн. Вблизи поэтов. Мемуары. Презентация книги в Музее Анны Ахматовой

Выставка «Изба. Инструкция по применению» в Кутузовской избе

Клуб «Яблочный пирог» открывает новый сезон в Доме крестьянина Ёлкина

«Нет ничего дороже жизни…»

Выставка "БлагоДарение" в Сургутском краеведческом музее

Как победить эпоху. Испанский республиканский плакат времён Гражданской войны

Выставка «За труды и Отечество» в Калининградском историко-художественном музее

Константин Маковский. Реалист и мифотворец

Выставка живописи Ильи Вавилова "Цветы под дождём"

Школа наследия открывает новый семестр встречей с Андреем Кнышевым

История кадетского образования в России XVIII-XIX вв.

«Вот чрезвычайно странный писатель…»: Достоевский и Эдгар По


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru