28 марта 2015 г. в Главном здании Театрального музея им. А.А. Бахрушина откроется выставка «Андрис Фрейбергс. Сценография». С успехом прошедшая в Риге в 2013 г., юбилейном для художника, теперь она будет доступна столичным зрителям. Данная выставка является частью культурной программы Председательства Латвии в Совете Европейского Союза.
Андрис Фрейбергс, выдающийся латвийский театральный художник, создал сценографию более чем к 200 постановкам в театрах Латвии, Литвы, Эстонии, России, Венесуэлы, Польши, Германии, Италии и других стран. В России он работал с такими знаменитыми режиссёрами, как Адольф Шапиро, Галина Волчек, Юрий Любимов, Алла Сигалова…
Сценическое пространство – это волшебный мир, своеобразный холст, на котором художник создаёт мир — все элементы должны образовывать единое целое, выражать замысел театрального действия, именно тогда происходит чудо: только при смене света пространство сцены превращается из зала ратуши в зал ожидания, потом – в сумрачный лес, а затем в гулкий храм. Сценографическое решение зависит от многих составляющих, оно обусловлено не только характером спектакля, режиссёрским замыслом, но и эпохой, в которую создаётся спектакль, техническими возможностями театра и даже устройством сцены, и поэтому развитие театрально-декорационного искусства неразрывно связано с историей театра.
На выставке представлены эскизы декораций, макеты художественного оформления и лайтбоксы с фотографиями разных лет. На видеоэкранах будут показаны фрагменты из спектаклей, в постановке которых принял участие художник.
Первые работы Фрейбергса строились на чётких архитектурных формах, образах масштабных и романтических, как в спектаклях «Дети капитана Гранта» и «Молодость театра». Затем – они приобрели трагедийные черты, как в «Легенде о Каупо» и «Борисе Годунове».
Период особенного, плодотворного сотрудничества Андриса Фрейбергса с режиссёром Адольфом Шапиро открыла его постановка притчи-сказки Яниса Райниса «Золотой конь», где мир героев спектакля предстал, как образ страны, занесённой снежными сугробами. Потом были шекспировские «Ромео и Джульетта», где обречённость любви юных героев была подчёркнута местом их свиданий, напоминавшим одновременно голубятню и сооружения ренессансного зодчества, а дальше — «Вечно живые» Виктора Розова — пространство спектакля было покрыто белым парашютным шёлком.
В музыкальном театре из наиболее значительных работ следует отметить балет «Кредо» на музыку Кшиштофа Пендерецкого и Иоганна-Себастьяна Баха, поставленный в 1994 г. и оперу Георга Ф. Генделя «Альцина», премьера которой состоялась в 1998 г. Балет был удостоен Серебряной медали Пражской Квадриеннале.
На сцене лёгкая ткань игрой складок и света создавала иллюзию земного пейзажа, увиденного из космоса, а в воздушном пространстве, фантастически сияя, парила гигантская капля-люстра. Для оперы Генделя Фрейбергс создал грациозную композицию в теме барокко, где по бокам сцены была воздвигнута перспектива из колонн, а между ними — «облака» из разноцветных воздушных шаров опускались и поднимались, образуя причудливые фигуры.
Работая даже над классическими постановками, Андрис Фрейбергс использует современные формы выражения так, что спектакли приобретают новое звучание и смысл. Имя Фрейбергса в театральной среде уже давно стало залогом неоспоримого качества и тонкого вкуса.
Андрис Фрейбергс получил множество наград, в том числе Орден Трёх звёзд /2003/, Приз лучшего сценографа Эстонии /2003/, семь призов «Ночь лицедеев» за лучшую сценографию и один приз «Ночь лицедеев» за лучшие костюмы, высшую награду Италии в области театра “Il Premio Ubu” /2010/ и другие. Преподаёт сценографию в Латвийской Академии художеств, почти двадцать лет он возглавляет кафедру сценографии и является её профессором. С 1992 г. Андрис Фрейбергс — главный художник Латвийской Национальной оперы.
Для наиболее полного освещения масштабов выставки Театральным музеем им. А. А. Бахрушина будет выпущен каталог.
При поддержке:
Посольства Латвийской Республики в Российской Федерации
Председательства Латвии в Совете Европейского Союза
Государственного фонда культурного капитала
Выставка продлится до 10 мая 2015 г.