19 марта Мемориальный музей–квартира Н. А. Римского–Корсакова (Загородный пр., 28) приглашает на выставку «Музыка заклятия. Опера–балет Н. А. Римского–Корсакова “Млада”», которая откроется в день рождения композитора.
Певцом солнечного культа и Купалы называли Римского–Корсакова современники.
«Млада», «Ночь перед Рождеством», «Снегурочка», «Майская ночь» пронизаны стихией календарной обрядности и отражают увлечение композитора славянскими фольклорными мотивами. Зимний и летний солнцеворот, празднества Коляды и Купалы, этапы солнечного годового цикла, заклинание стихий, важнейшие моменты архаического календаря стали сюжетной основой этих произведений. Композитор серьезно увлекся поэтической стороной культа поклонения солнцу, а появившийся на рабочем столе композитора сборник А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» на долгие годы стал предметом изучения и любимым чтением.
По степени насыщенности оперного текста обрядово–мифологическими мотивами «Млада» превосходит все предшествующие сочинения композитора. «У меня есть все, что для меня пригодно, — писал Римский–Корсаков о своей новой опере, — русалки, лешие, русская пастораль, хороводы, обряды, превращения, восточная музыка, ночи, вечера, рассветы, птички, звезды, облака, потопы, бури, наводнение, злые духи, языческие боги, безобразные чудища, охоты, входы, танцы, жрецы, идолослуженье…». И все это сосредоточилось в одной «Младе»! Сам композитор ощущал, что «Млада» подводит определенный итог: не случайно он успел завершить партитуру к юбилею — 25–летию своей творческой деятельности. Композитор мечтал о постановке, которая будет полностью совпадать с его многочисленными и очень подробными авторскими ремарками в тексте партитуры.
Воплощение «Млады» на сцене — сложный экзамен для всех исполнителей этого спектакля. Возможно, поэтому название четвертой оперы нечасто встречается на театральных афишах, и знакома она широкому зрителю менее других опер Римского–Корсакова.
На выставке опера–балет будет представлена экспонатами Фондов Музея театрального и музыкального искусства. О премьерном спектакле 1892 года расскажут эскизы костюмов Евгения Пономарева и четыре сценических костюма, в том числе костюм для Федора Стравинского — первого исполнителя партии Мстивоя в опере. Насыщенностью и яркостью красок обратит на себя внимание зрителей эскиз декорации Константина Коровина «Замок Клеопатры. Египетский зал». Он был создан в 1917 году к неосуществленной постановке «Млады», позже был использован в спектакле Академического театра оперы и балета в 1923 году. Центральное место на выставке займут работы Валерия Левенталя: эскизы костюмов и масштабные эскизы декораций. Постановка сезона 1988/89 годов в Большом театре продолжила сценическую историю волшебной оперы–балета и появилась через 100 лет после завершения Римским–Корсаковым набросков клавира своего четвертого оперного сочинения.
На выставке можно будет увидеть клавир «Млады» с автографом Римского–Корсакова (дарственной надписью режиссеру Александру Яковлевичу Морозову), афишу и программу премьерного спектакля, уникальные фотографии 1892 года — исполнителей и декораций всех действий оперы, а также мемориальные предметы: 2 салфетки с вышивкой даты окончания партитуры и первого представления «Млады». Этот подарок Николай Андреевич получил от своей 17–летней дочери Софии.
Отдел редкой книги Санкт–Петербургской государственной Театральной библиотеки предоставит на выставку копии эскизов костюмов к опере «Млада» из богатой коллекции рисунков Е. П. Пономарева, хранящейся в фондах библиотеки.