Выставка в рамках экспозиции «Блок и его окружение»
Доходный дом, построенный в 1870–х годах по проекту архитектора А. К. Серебрякова на углу Литейного проспекта и Пантелеймоновской улицы (ул. Пестеля) для князя А. Д. Мурузи, имеет необычную и яркую судьбу, тесно связанную с историей русской литературы. По стечению обстоятельств, его жильцами и гостями в разное время становились многие видные писатели и поэты XIX и XX веков от Н.С. Лескова до И.А. Бродского. Выставка освещает тот период истории дома, который пересекается с судьбой А. А. Блока, — с конца 1890–х до начала 1920–х. По словам Г. И. Чулкова, дом был неким «психологическим магнитом, куда тянулись философствующие лирики и лирические философы». Здесь почти четверть века прожили супруги Д. С. Мережковский и З. Н. Гиппиус. Именно их активная творческая и общественная деятельность, оказывавшая огромное влияние на русскую культуру в целом и судьбы отдельных литераторов, превратила дом Мурузи в центр культурной жизни Петербурга конца XIX — начала XX века. В 2015 году исполняется 150 лет со дня рождения Дмитрия Сергеевича Мережковского (1865—1941) — одного из самых талантливых представителей русской культуры, писателя, критика, публициста, в свое время хорошо известного не только в России, но и за рубежом. Выставка «Литературные истории дома Мурузи» создана в рамках программы «Год литературы в России», но также и с целью привлечь внимание современных читателей к литературному наследию Д. С. Мережковского, чьи мысли о судьбе России, о грозящих ей опасностях, остаются актуальными и в современном мире. Зинаида Николаевна Гиппиус (1869—1944) — талантливый поэт, тонкий и вдумчивый критик, прозаик, драматург, «декадентская мадонна», так называли ее современники, держала литературный салон. Кружок Мережковских состоял из литераторов двух поколений. Старших представляли В. В. Розанов, Н. М. Минский; младших — Д. В. Философов, П. П. Перцов, В. А. Пяст (Пестовский), Г. И. Чулков и другие. 26 марта 1902 года молодой поэт Александр Блок пришел на квартиру Мережковских с целью записаться на лекцию Дмитрия Сергеевича и получил приглашение участвовать в литературном салоне. Молодые авторы Мережковским были нужны. Супруги затевали большое литературное дело — издание журнала «Новый путь». В мартовском номере журнала за 1903 год была помещена подборка из десяти стихотворений Блока — его первая публикация. Дух литературы царил в доме. Здесь находилась частная библиотека, которую содержала мать В. А. Пяста, в 1911 году в библиотеке иногда проходили заседания «Цеха поэтов», созданного Н. С. Гумилевым и С. М. Городецким, и объединившего молодых, начинающих поэтов: А. А. Ахматову, О. Э. Мандельштама, Е. Ю. Кузьмину–Караваеву, В. В. Гиппиус и др. На собраниях «Цеха» бывал и А. А. Блок. После 1917 года в доме Мурузи была организована студия молодых переводчиков при издательстве «Всемирная литература». С октября 1920 года в доме располагалось Петроградское отделение Союза поэтов, председателем которого до февраля 1921 года был Блок, а затем — Гумилев; 5 октября открылся «Клуб поэтов», где бывали не только писатели, но и любители поэзии. «Клуб поэтов» просуществовал недолго, в августе 1921 года умер Блок и был расстрелян Гумилев. Отличительной чертой людей, ставших героями выставки, является то, что для них литература суть сама жизнь, а жизнь — творчество. Большая часть экспонатов – книги из собрания ГМИ СПб – являются частью их биографий, бессмертными свидетельствами жизнетворчества.