Во дворе и в вестибюле Третьяковской галереи на Крымском Валу (Крымский Вал, 10)
Раз в две недели по средам с 19.00 до 21.00
8, 22 июля, 5, 19 августа, 2 сентября 2015 года
Продолжительность 2 часа
Вход свободный
Кураторы - Е. Гонсалес, В. Кругликов. При поддержке группы СОВМОД
Ведущие - Д. Булатов, К. Звездочетов, В. Кругликов, С. Мостовщиков, А. Осмоловский
Художники-участники дискуссий - Ю. Аввакумов, Ю. Альберт, Ю. Злотников, Б. Орлов, группа "Синии носы", И. Чуйков и другие
В декабре этого года исполнится 100 лет с того момента, как "Черный квадрат" К. Малевича был представлен публике на "Последней футуристическая выставка картин 0,10". Несмотря на серьезный возраст работы и ее всемирную известность, она остается совершенно непонятной большинству даже, скажем так, зрителей, видящих в ней два неустранимых греха: так может сделать каждый и что такого может означать простой квадрат черного цвета.
Между тем, "Черный квадрат" является принципиальным произведением, русского авангарда и искусства ХХ века в целом. Это наиболее радикальная из ранних манифестаций темы искусства ХХ века - смерти искусства. "Я убил живопись", - так оценил значение своей работы Малевич, поставив эту черную квадратную точку в конце истории всего того искусства, которое появилось во времена Ренессанса. Отныне задачей искусства стало не удовлетворение вкусов публики, не украшение интерьера, не изображение жизни, а ее строительство, осуществление Великой Утопии, создание плана грандиозного пересоздания мира вплоть до изменения его физических законов. Весь этот "дивный новый мир", все эти дерзкие перспективы открывались за "Черным квадратом" как за театральным занавесом.
Вместе с переменой роли искусства "Черный квадрат" обозначил и кардинальное изменение роли художника. Теперь он практически демиург, творящий новый мир.
Если же спуститься с эсхатологических высот обратно в историю искусства, данного нам в ощущениях, то можно сказать, что своим "Черным квадратом" Малевич создал новый тип художественного творчества, основанного не на исполнительском мастерстве и мышлении образами, а на интеллектуальной работе и идеях. Красоту форм он заменил красотой смыслов.
В связи с этим вполне понятно, что достаточное число художников - Ю. Альберт, И. Чуйков, А. Юликов, Ю. Аввакумов, А. Ройтбурд, В. Немухин, Р. Герловина, А. Молодкин, Ю. Злотников, В. Бахчанян, Л. Тишков, группа "Синие носы", О. Кулик, Н. Абалакова и А. Жигалов, И. Сотников и Т. Новиков и многие другие -обращались в своем творчестве к "Черному квадрату", совершенно по-разному трактуя этот неиссякаемый источник вдохновения. С некоторыми из них и предполагается на простом, провести обсуждение проблем, связанных со значением этой работы, со смыслами, заключенными в ней и с ее трактовками в их творчестве.
Программа
8 июля
Что такое "Черный квадрат"?
- смыслы;
- контекст;
- значение
Модератор - Анатолий Осмоловский
Художники-участники: Борис Орлов, Юрий Золотников
22 июля
"Черный квадрат" неисчерпаем как атом
- конец старого мира и начало нового;
- конец старого искусства и начало нового;
- обилие интерпретаций: от мистической до смеховой
5 августа
"Черный квадрат" как национальное явление
- радикализм;
- традиция отрицания традиций;
- утопия через апокалипсис;
- все мы вышли из "Черного квадрата" - влияние на отечественное искусство и архитектуру
19 августа
"Черный квадрат" в творчестве других художников.
От апологетики до осмеяния
- "Черный квадрат" как эталон и сакральный объект;
- "Черный квадрат" как объект аналитики;
- "Черный квадрат" как объект критики;
- "Черный квадрат" как объект смеха
2 сентября
"Черный квадрат" - Большой Обман? Искусство или не искусство?
- и я так могу;
- квадрат черного цвета не может ничего обозначать, кроме квадрата черного цвета;
- это пиар и провокация;
- это заговор;
- это выдумка тех, кто не умеет рисовать
Темы могут уточняться