Государственный музей истории Санкт-Петербурга представляет юбилейную выставку художественно-промышленного общества Финляндии (1875 - 2000 гг.), посвященную 125-летию финского дизайна.
Выставка предлагает ретроспективный взгляд на достижения Финляндии в области дизайна. В промышленной эстетике уже несколько десятилетий существует устойчивое понятие финский дизайн. Финский дизайн - это праздник надежных, удобных, красивых вещей. Высокие потребительские качества в сочетании с эстетическими достоинствами в равной мере присущи телефонам Нокиа, мебели Раума, стеклянной посуде Арабия.
История финского дизайна началась во второй половине XIX в. В 1870-х гг. с целью сохранения традиции и поддержания достойного художественного уровня индустриальной продукции были основаны Художественно-промышленное общество Финляндии, Художественно-промышленная школа, Художественно-промышленный музей, общество Друзья финского рукоделия. Так родилась отдельная область художественного творчества дизайн, в основу которого были положены традиции национальной культуры.
Уже в начале ХХ века промышленная продукция Финляндии получила известность на мировых выставках. Высоко ценились финское стекло, керамика, мебель. С начала 1930-х годов ведущим направлением финского дизайна стал функционализм, который отказался от исторических мотивов художественного оформления предметов. Функционализм ввел в обиход эстетику изысканной простоты, принцип рациональности и практичности. Всемирную известность получили работы финских архитекторов-дизайнеров, ведущих мастеров функционализма Алвара и Айно Аалто. В мебели и стеклянных изделиях Аалто воплощали идеи рациональности, простоты, доступности. Этим принципам до сих пор верно следуют мастера финского дизайна.
В 1950-е гг. дизайн проник во все сферы быта. Главным направлением разработок финских дизайнеров стало комплексное проектирование обстановки небольших городских квартир самого распространенного типа жилья, что предполагало использование совместимых многофункциональных элементов. Вещам этого периода присущи простота форм и утонченное чувство материала. Имя дизайнера гарантировало качество, и благодаря международным наградам финские дизайнеры стали такими же звездами , как спортсмены.
В 1960-е годы происходило быстрое развитие новых технологий, сопровождавшееся появлением новых материалов, а новые течения в искусстве, такие как информализм, ОП- и ПОП-арт, способствовали обогащению выразительных средств дизайна. Промышленный дизайн вырос в отдельную отрасль, родилось новое стилевое направление High Tech. В 1970-х гг. возникли новые требования к дизайну, связанные с эргономикой и безопасностью продукции. Постмодерн 1980-х вернул в сферу современного дизайна многие элементы стилей прошлого. К середине 1990-х гг. дизайн стал ключевым фактором во всей культуре производства.
На юбилейной выставке, посвященной 125-летию Художественно-промышленного общества Финляндии, представлены предметы, иллюстрирующие развитие финского дизайна. За 125 лет финский дизайн ввел многие удачные изобретения в быт людей. Некоторые из этих разработок опередили свое время, многие получили всемирное признание. Молодые дизайнеры также показывают работы последних лет, уже успевшие получить известность.
Выставку подготовили рабочая группа Дизайн Форум , архитектор по выставкам Симо Хейккиля и график Аймо Катаямяки. Весной 2000 г. юбилейная выставка демонстрировалась в Дизайн Форуме (Хельсинки), после чего была представлена в Будапеште и Берлине.
Открытие выставки состоится в Невской куртине Петропавловской крепости 4 октября в 16.00. Пресс-конференция 4 октября в 15.00.