НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

«Скрытая жизнь вещей»

c 12 августа по 30 октября 2015Саратовская область
Ян Фейт. Охотничьи трофеи. Конец XVII века. Радищевский музей
В.Ф. Франкетти. Натюрморт. 1917. Радищевский музей
А.В. Куприн. Натюрморт с кактусом и конским черепом на чёрном фоне. 1917. Радищевский музей
В.Э. Борисов - Мусатов. Натюрморт. Череп и книга. 1892. Радищевский музей
Уильям Старший Шейер. Куры. 1870. Радищевский музей
Задача нашей выставки – показать многовековую историю развития натюрморта с момента выделения его в самостоятельный жанр во всем многообразии национальных школ, мастеров и эпох.

Натюрморт – сравнительно молодой жанр, получивший самостоятельное значение в XVII столетии в западноевропейской живописи. Его название - французский термин «nature morte» - возникло значительно позднее, в самом начале XIX века. «Герои натюрморта» различны: вещи домашнего и личного обихода человека, элементы растительного и животного мира, произведения искусства и многие другие.

Натюрморт показывает вещи вплотную, заставляет вглядываться в них, чувствовать их особенности, их роль в жизни человека. Натюрморт призван обогатить наше представление об окружающем мире вещей, приоткрыть завесу их «скрытой жизни».

Процесс становления натюрморта протекал одновременно во многих странах Западной Европы. Появление жанра натюрморта стало возможным с приходом новых буржуазных отношений, с победой светской идеологии и культуры, после избавления искусства от опеки церкви. В новом реалистическом искусстве мир вещей, окружающий человека, стал объектом живописи. На выставке представлены разнообразные типы натюрморта голландских, фламандских, немецких, французских и русских художников, начиная с XVII и заканчивая началом XX столетия (натюрморт отечественных мастеров XX-XXI века заслуживает самостоятельного разговора и отдельной выставки, которая продолжит эту тему в 2016 году).

XVII столетие – эпоха первого расцвета натюрморта и его наибольшей популярности в Европе. Признанными странами искусства натюрморта были Голландия и Фландрия. Их художественный рынок был заполнен изображениями цветов, фруктов, насекомых, овощей, битой дичи, даров моря, столовой посуды, ювелирных изделий.

Так-называемые «завтраки» («Натюрморт». Н.Х. XIX век, подражание голландской школе XVII в.) отражали индивидуальный вкус и образ жизни хозяина. «Охотничьи трофеи» были связаны с модой на охоту богатой буржуазии и аристократии. Мастерство изображения рыб или «даров моря» развивалось в Гааге, известной своим морским промыслом («Рыбы». Круг И. Дюйнена. Голландия, кон. XVII в.).

Популярный в XVII столетии тип «ботанического натюрморта» («Куст репейника») обязан своим появлением быстрому развитию естественных наук. Цветочный натюрморт или «букеты» были символами жизни, счастья и любви. Цветы, цветущие в разное время года и растущие в разных странах, объединялись в пышный букет, который являлся живописным гимном красоте окружающего мира. Заморские цветы были интересны и дороги как сувениры, как напоминания о дальних путешествиях.

К так-называемым «сюжетным» натюрмортам можно отнести «Натюрморт с собачкой» французского художника XVIII века Л-М-М-А. Билькока, на котором изображено охотничье снаряжение: фляга, сабля, кортик, пороховница и корзина с бутылью вина. «Натюрмортным ви́дением» гуляющих птиц во дворе привлекает композиция «Куры» немецкого художника XIX века Уильяма Шейера Старшего. Известный французский художник Филипп Руссо после 1840-го года писал исключительно сцены из жизни животных. Его прелестная живописная миниатюра с петухом, нашедшим жемчужное зерно, написана на сюжет басни Лафонтена («Петух и жемчужное зерно»).

В России натюрморт появляется вслед за портретом в первой трети XVIII века, в период интенсивного формирования национальной культуры. На выставке представлены натюрморты русских художников XIX столетия. Их отличительная черта – предельная верность натуре, тончайшая миниатюрность письма, осязаемость фактуры вещей.

Первая половина XIX века – период расцвета натюрморта в России. Интерес к частной жизни и образ повседневности наделялись красотой и изяществом. Натюрморты с цветами и плодами, пришедшие в русское искусство из Западной Европы, стали излюбленным украшением кабинетов, столовых, гостиных. Натюрморт К.Ф. Гуна «Цветы и плоды» - яркий образец ботанико-декоративного натюрморта, в котором пышное зрелище даров природы дополняется фарфоровым блюдом с лежащими на нем фруктами и ягодами. Более камерными и требующими пристального рассмотрения являются три натюрморта С.П. Черкасского «Яблоки», «Малина», «Клубника», поступившие в собрание по завещанию основателя музея А.П. Боголюбова. Необыкновенной теплотой в изображении двух болонок привлекает композиция «Две собаки» Ф.А. Бронникова, профессора Императорской Академии художеств и большого друга А.П. Боголюбова. «Героев» натюрморта В.Д. Сверчкова можно вполне представить в интерьере крестьянской избы. На поставце стоит икона Богоматери в медном окладе, покрытая белым полотенцем с красной каймой и вышивкой, перед иконой – берестяной туесок с крышкой и большая деревянная солонка в виде кресла. С «учеными» европейскими натюрмортами типа «vanitas» (суета сует, скоротечность земной жизни) перекликается «Натюрморт. Череп и книга» В.Э. Борисова-Мусатова. В центре, на фоне бордовой драпировки изображен череп, лежащий на страницах открытой толстой книги. Эта учебная постановка написана в 1892 году в мастерской П.П. Чистякова.

Предреволюционное искусство в России, развивавшееся в условиях острой социальной и идеологической борьбы, характеризовалось поисками в области цвета, формы, пространственного построения. Именно жанр натюрморта представлял широкие возможности для различного рода экспериментирования. Интересную страницу вписали в историю русского и советского натюрморта мастера художественного объединения «Бубновый валет» (1910-1916 гг.).

Фактическим и формальным лидером объединения стал Петр Кончаловский. Его «Натюрморт» (в старой литературе «Коробки») написан в 1911 году, в период увлечения кубизмом. Композиция решена плоскостно, предметы развернуты на зрителя. Их заурядность подчеркивается грубыми красками, шероховатой фактурой и несколько беспокойным ритмом. Предметы напористо входят в пространство холста, в них есть утверждение своей самодостаточности и значимости.

В творчестве Александра Куприна, профессора живописи и одного из организаторов «Бубнового валета», именно жанр натюрморта в этот период становится наиболее актуальным. В его «Натюрморте с кактусом и конским черепом» (1917) есть некое силовое поле, удерживающее предметы на поверхности стола. Это достаточно обстоятельный и подробный рассказ о разнообразии представленных вещей. Ощущается стремление автора к более спокойному письму и особому звучанию цвета.

Итальянский художник В.Ф. Франкетти жил и работал в России с 1900-х до 1932 года. В его «Натюрморте», написанном в 1917 году, ощутима близость к стилистике мастеров «Бубнового валета»: в остроте ракурса, в смелых сопоставлениях контрастных цветов, в стремлении осязаемо передать объемность и материальные качества изображенных вещей.

Натюрморт - многозначный и удивительный жанр живописи, в художественных образах которого зашифрованы научные, философские, религиозно-нравственные воззрения об окружающем мире и человеке в нем. Натюрморт показывает нам мир вещей, простых и изысканных, как среду обитания человека, среду его деятельности, его вкусов и увлечений, а главное – смену времен как смену вещей.

Настоящими украшениями выставки являются фарфоровые изделия с разнообразными натюрмортными мотивами: букетами, цветочными гирляндами, овощами, фруктами, грибами, изображениями птиц и животных. Представлены произведения известных фарфоровых производств Англии, Франции, Германии и России XVIII-XIX веков.

Дальская Людмила Евгеньевна, сотрудник Радищевского музея

www.museum.ru/N58896
Ваше мнение »»

»»Балаковская художественная галерея
Адрес:Саратовская область, г. Балаково, ул. Заовражная, 9
Проезд:Авт. №№ 5, 7 до ост. «Балаковская художественная галерея»
Телефоны:(8453) 44-03-75
сайт:www.radmuseumart.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 16.10.2019  x    ?  


Три столетия русской воинской славы

Екатерина II. Личное пространство. В Царском Селе будут воссозданы личные комнаты императрицы

Выставка «Искусство русской вышивки XVI – начала XX века» в Коломенском

Шедевры мастеров Парижской школы на выставке в Челябинске

”Новая классика”. Из опыта художественной практики современного декоративного искусства

Презентация интерактивной карты "Место ссылки - Сургут" в Сургутском краеведческом музеее

Выставка «Мир Калашникова. К 100-летию выдающегося конструктора-оружейника»

В рамках программы «Классики российской фотографии». Борис Игнатович

Выставка «В глянце белого фарфора» в Краеведческом музее Копейска

Круглый стол "Современное искусство обращается к классике: конформизм или апроприация?"

Международная научная конференция «Классическая традиция в развитии: от античности до современности»

Выставка «Техника в масштабе» в Тульском государственном музее оружия

Научно-практическая конференция «Образовательные программы в сфере дизайна»

К 205-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Выставка «Отделкой золотой блистает мой кинжал…»

Выставка Игоря Курчинского в галерее "Голубая Гостиная"

Ко дню памяти жертв политических репрессий. Программа Музея Анны Ахматовой

Средневековый город. Киноверсия. Выставка кинореквизита в Галерее "Стерх" (г. Сургут)

Торжественное собрание «Единство и доблесть. Дикая дивизия в истории и искусстве»

Эмма Герштейн. Вблизи поэтов. Мемуары. Презентация книги в Музее Анны Ахматовой

Выставка «Изба. Инструкция по применению» в Кутузовской избе

Клуб «Яблочный пирог» открывает новый сезон в Доме крестьянина Ёлкина

«Нет ничего дороже жизни…»

Выставка "БлагоДарение" в Сургутском краеведческом музее

Как победить эпоху. Испанский республиканский плакат времён Гражданской войны

Выставка «За труды и Отечество» в Калининградском историко-художественном музее

Константин Маковский. Реалист и мифотворец

Выставка живописи Ильи Вавилова "Цветы под дождём"

Школа наследия открывает новый семестр встречей с Андреем Кнышевым

История кадетского образования в России XVIII-XIX вв.

«Вот чрезвычайно странный писатель…»: Достоевский и Эдгар По


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru