В творчестве трех великих живописцев второй половины XVIII века – Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского – нашли наиболее полное выражение идеалы эпохи, ее эстетические, философские и религиозные представления. В короткий срок они выдвинули русское искусство, и прежде всего, портретную живопись в один ряд с лучшими произведениями западноевропейских мастеров.
Коллекция этих живописцев – наиболее известная часть собрания Русского музея. На выставке в Ярославском художественном музее будут представлены одиннадцать портретов Ф. С. Рокотова, семь портретов Д. Г. Левицкого, семнадцать портретов и произведений с религиозными сюжетами В. Л. Боровиковского.
Развивая традиции русского портрета, Ф. С. Рокотов шел по пути усложнения и углубления образных характеристик. Он первым из русских портретистов достиг европейского уровня живописного мастерства. В своих полотнах он воплотил идеал человека, сложившийся в передовой общественной среде, чем предвосхитил поиски мастеров романтического направления.
Творчество Д. Г. Левицкого окрашено яркой индивидуальностью и обладает остро новаторским характером. Портреты Левицкого глубоки и достоверны. Его лучшие произведения покоряют строгой продуманностью и эффектом композиций, пластичностью почти скульптурных форм, неповторимым умением передачи красоты тканей и колорита. Но главное, в портретах Левицкого впервые ярко и разнообразно воплощен человек как личность во всем неиссякаемом богатстве индивидуальных и общественных характеристик. В. Л. Боровиковский оставил огромное художественное наследие, насчитывающее около трехсот произведений. Мастер портретного жанра реализовался и в репрезентативных полотнах большого формата и малоформатных изображениях, миниатюрах. Он отдал дань различным стилистическим течениям – непревзойденный мастер сентиментализма, вместе с тем художник ярко проявил себя и как представитель позднего классицизма.