8 октября в Государственном музее-гуманитарном центре "Преодоление" им. Н.А. Островского состоится открытие выставки живописи замечательного русского живописца Валерия Всеволодовича Каптерева (1900-1981).
Валерий Каптерев – яркий представитель русского авангарда. Его живопись разнообразна и неожиданна. Фантастические образы, необычные черты обычного, абстрактные композиции, обострённое внимание к научному познанию, парадоксальность художественного мышления, обращение к античным, ветхозаветным и евангельским мотивам – всё это для художника способ прикосновения к тем тайнам человеческой души и бытия, к которым ведёт подлинное искусство.
Валерий Всеволодович Каптерев родился в Варшаве, но всю жизнь прожил в Москве. Учился во ВХУТЕМАСе (1918-1923),где его учителем был Александр Шевченко, один из известнейших русских "сезаннистов" (1883-1948), для которого интерпретация темы всегда была символом бескорыстного служения Искусству, утверждением высоких этических ценностей. Для Валерия Каптерева этот принцип стал главным на всём творческом пути.
Он закончил еще и операторское отделение Института кинематографии. В 1919 г. участвовал в выставке "Цветодинамос, или тектонический примитивизм". Был одним из организаторов и первым председателем "Цеха живописцев" (1923).
Свою живописную Мекку Валерий Каптерев обрёл в Туркестане, куда регулярно, с 1920 года, выезжал в течение двадцати лет. Он объездил Казахстан, Киргизию, Узбекистан, побывал на Памире. Участвовал как художник во многих научных экспедициях: геологических, ботанических, этнологических. Совершил поездки по Крыму и Кавказу.
Первая персональная выставка В. Каптерева прошла в 1934 году в Душанбе, в только что созданном художественном музее. Все картины с выставки были подарены музею. Вторая персональная выставка мастера состоялась в военном 1943 году в Алма-Ате. Работы презентовались молодой Алма-Атинской галерее (60 работ маслом и много листов графики).
В 1944 году, возвратившись в Москву, художник застал свою мастерскую разграбленной. Все работы были утрачены. 1949-й год вновь принёс беду: во время борьбы с формализмом и космополитизмом Валерия Каптерева исключили из МОСХа.
В. Каптерев дважды исключался из МОСХа за "формализм". Многие его картины в музеях были уничтожены, как не соответствующие идеям соцреализма.
От довоенного творчества сохранились лишь немногие картины художника. Две из них – "Ночной натюрморт" и "Старый город" - находятся ныне в Государственной Третьяковской галерее, а восемь монотипий – в Музее изобразительных искусств им А.С. Пушкина.
Только в 1957 году по ходатайству таких мастеров, как Владимир Фаворский и Александр Куприн, Владимира Каптерева восстановили в МОСХе. Но запрет на участие в выставках остался. Опальным художником он был до конца жизни. Но годы опалы подарили ему чувство полной внутренней свободы. Художник обрёл новый стиль письма. Его выставки были неофициальными, как, порой, и концерты Владимира Высоцкого. Так, в 1976 году, они состоялись в научном городке Черноголовка и в Крыму – в Бюроканской обсерватории. А в знаменитый музей Нукуса художником было передано около 500 живописных и графических работ.
Валерий Каптерев работал до последнего дня жизни. Свою последнюю картину он назвал "Завет". Он посвятил её всем живущим с пожеланием оставаться "как дети" и любить красоту. Через год после его ухода, в 1982 году, в Доме художника на Кузнецком мосту прошла первая персональная большая итоговая выставка его работ.