9 октября 2015 во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства совместно с EAST MEETS WEST GALLERY открывается арт-проект «Бесконечная дорога к… Часть I».
В Каретной галерее Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства будут представлены работы художника Натальи Заровной – яркого представителя поколения «геометрической» абстракции конца XX – начала XXI века.
Серии ее работ «Point», «Терминал. Антверпен», «Новая провинция» или «Гаражи-сараи» могут быть отнесены к теме «Архитектура», которую автор давно и всесторонне разрабатывает. Но для нее архитектура - это скорее символический знак, «форма утопического сознания», а не простой объект изображения. Динамика и ритм этих работ, их структурно-пластическая композиция, в основе которой лежит решетка, позволяют нам искать и находить формальные истоки ее творчества в русском конструктивизме и в философских идеях супрематизма Казимира Малевича. Создавая знаки-образы материальной жизни, она также поднимается от материального к духовному и далее к высшему бессознательному. «Абстракцию я понимаю, как возможность поменять фокус зрения, проникнуть внутрь структуры предмета или явления», – Наталья Заровная.
Особенно ярко это проявляется в новой серии работ Наталии Заровной «Трансформеры», 2015. Используя философию и технические возможности офорта, автор индивидуализирует каждое произведение, работая с разными типами бумаги, создавая внутренние объемы конструкций двойным и тройным наложением листов, используя то технику смешанного офорта, то коллажа, придающих каждому новом ее произведению уникальные стилистические черты.
Работы Владимира Пельдякова представляют собой скорее пластические этюды или маленькие законченные модели возможных в будущем, но еще не случившихся монументальных работ. Формализация процесса их создания была задана размерами работ и простотой материалов, избранных автором (дерево, веревка, металлическая сетка). В двух работах автор использует разные направления развития пластической скульптуры, восходящие к модернизму и к русскому авангарду начала 20 века. Работа «Горизонтальные структуры» больше относится к «геометрической» абстракции, скульптура «Идущий» - произведение более неоднозначное. Ее пластическая конструкция, напоминающая мужскую фигуру, как конструктор собрана из прямоугольных брусков, повернутых к зрителю каждый раз новыми гранями. Кубистическая фигура «Идущего» не кажется статичной, она вся в движении и устремлена вперед, точно отвечая стремлению художника вырваться за рамки одного стиля.
Вторая часть экспозиции располагается в парковой зоне музея. Она включает в себя новую работу Алексея Дьякова, специально созданную для VI Московской биеннале современного искусства, и проект скульпторов Ольги Хан и Андрея Митенева «Препарированные пианино».
В работе Алексея Дьякова «Предел возможного» - три поднимающихся вверх деревянных ствола - это символическая аллегория жизни трех друзей, двое из которых на пути к совершенству и самовыражению «сгорают», не дойдя до вершины, и только один из них, достигая цели, в духовном и физическом выражении реализует свою мечту и начинает излучать свет, освещая дорогу вслед идущим.
Идея проекта Андрея Митенева и Ольги Хан «Препарированные пианино» родилась в 2013 году. По словам авторов, с одной стороны, благодаря желанию осуществить чисто пластическую идею: создать новую скульптуру - объект из обломков пианино, препарировав его и расчленив на детали; с другой стороны, под влиянием их увлеченностью экспериментальной и новой музыкой, особенно авангардными композициями Джона Кейджа и его российских последователей.
Первая вещь из этой серии «Пианино», возможно, более всего является скульптурой в традиционном понимании этого слова. Сейчас многие современные художники считают, что являются последователями Марселя Дюшана, и называют свои произведения объектами, боясь, что скульптура – это отжившее свой век и анахроничное понятие.
У Андрея Митенева были все формальные основания «записать» вновь воссозданную скульптуру из расчлененного на детали пианино в вещь и стать прямым «наследником» дада или нео-дада идей Дюшана. Но фигура опьяненного музыкой пианиста и символические огромные руки, тянущиеся к деке, создают цельную пластическую скульптурную композицию – символ единения, сращивания музыканта с инструментом. Еще большего символизма и абстрагирования добиваются Андрей Митенев и Ольга Хан в совместных работах «Трио-1» и «Трио-2». Конструктивные элементы в обеих скульптурах те же, что и в первой работе, но в них явственней проступают элементы наследия авангарда, как например, в соотношениях вертикального и горизонтального конструирования элементов, а также в колористическом решении объектов.