С 17 по 25 октября в Центральном Доме художника пройдет осенний XXXIX Российский Антикварный Салон. Порядка 200 участников представят вниманию посетителей более полумиллиона произведений, достойных украсить самые авторитетные собрания! Живопись старых мастеров и полотна отечественной реалистической школы, ювелирного изделия и классика винтажа, памятники иконописи, императорский и советский фарфор, и восточная бронза - все это найдет место в нынешней экспозиции. Множество предложений по разным самым ценовым категориям и высокое качество произведений обеспечивают постоянный интерес к Салону со стороны ценителей и коллекционеров. Этому способствует выверенная экспозиционная и просветительская политика организаторов, которая давно позволила Российскому Антикварному Салону занять заметное место в календаре важнейших событий художественной и светской жизни столицы.
Предыдущие Салоны наглядно зафиксировали появление нового поколения собирателей. В недавнем прошлом приобретение произведений искусства, если оно не было делом коллекционерской страсти, требовало внешней мотивации - такой, как демонстрация статуса или же инвестиционная привлекательность. Теперь же российская публика вполне освоилась с тем, что художественный памятник - это не только прерогатива музеев. Ныне искусство воспринимается как вполне законный предмет в каждом уважающем себя доме. Следствием такого отношения явилось появление так называемых "владельческих" коллекций, отличающихся редким разнообразием и широтой тематики.
Продолжает стабильно расти спрос на произведения декоративно-прикладного искусства. Это также указывает на обновление потребительского сегмента. Нынешние молодые коллекционеры, в отличие от постсоветской волны, проявляют интерес не столько к эффектным и пафосным, сколько к стильным и действительно редким произведениям, которые могут существовать как включеннными в комплексно реконструируемую среду, так и выступать акцентами в хайтековских интерьерах.
Сегодня многие отечественные антиквары рассматривают участие в Салоне уже не как экстраординарное представительское событие, а как обязательную составляющую своей профессиональной деятельности. Это не только говорит о стабильности антикварного рынка в стране, несмотря на сложную экономическую ситуацию, но и обнаруживает потенциал Салона как профессионального форума для представителей арт-бизнеса и молодых коллекционеров.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ "АНТИЧНЫЕ ОБРАЗЫ В СТАРИННЫХ ЧАСАХ XVIII - XIX ВЕКОВ"
Куратор экспозиции - Мельникова О.Н., ведущий научный сотрудник ГИМ, хранитель коллекции часов отдела металла; канд.ист.наук; эксперт МК РФ
Выставка рассказывает о старинных часах с бронзовой пластикой XVIII-XIX вв., в которой воплощены образы и сюжеты античной истории и мифологии. Символично, что вечное наследие античности проявилось в оформлении часов, приборов времени, отсчитывающих мгновения Вечности. И как здесь не вспомнить строки В. Брюсова: "Пусть боги смотрят безучастно на скорбь земли: их вечен век. Но только страстное прекрасно в тебе, мгновенный человек!". "Страстные", проникнутые сильным чувством, образы античности стали источником вдохновения художников, скульпторов, бронзовщиков, сумевших передать их одухотворенность и выразительность в художественной бронзе.
Особенно в этом преуспели французские мастера XVIII-XIX вв., законодатели стиля, создавшие непревзойденные образцы для подражаний в других странах Западной Европы и России.
Основную часть экспозиции составляют французские каминные часы с фигурами золоченой и патинированной бронзы, часто в сочетании с белым и красным мрамором, которые входят в "элитный" ряд предметов коллекционирования.
Представлены часы, выполненные по моделям прославленных французских бронзовщиков Клода Галля, Пьера-Филиппа Томира, Жана-Андре Рейша, придавших декоративной бронзе статус высокого пластического искусства.
Выставлено трое подписных часов с бронзовой пластикой Клода Галля. Произведения дают возможность проследить декоративные приемы, почерк мастера, как, например, виртуозно воплощенный в декоре золоченой бронзы мотив стекающей воды в часах "Венера".
Представляет интерес линия шведских часов в стиле ампир, выполненных по моделям Клода Галля и его сына Жерара-Жана Галля - "Амур на шаре" и "Клятва Горациев", последние созданы по мотивам одноименной картины художника Наполеона Бонапарта Ж.-Л. Давида, ставшей манифестом классицизма.
Взаимодействие французской и шведской культур наметившееся в конце XVIII века, было подкреплено дальнейшим ходом истории, избранием на шведский престол в 1818 году бывшего маршала Наполеона, Жана-Батиста Бернадота (1763-1844).
Каминные часы с бронзовой пластикой, подписанные шведскими часовщиками на циферблатах, все чаще встречаются на российском антикварном рынке и вызывают интерес коллекционеров.
Экспозиция выстроена по тематическим разделам, отражающим образы и смыслы художественных композиций часов - Античные боги и бессмертные герои, музы; тема смерти и бессмертия, тщеты человеческой жизни; цикличности Времени; аллегорические образы нравственных императивов (Истина, Добродетель, Дружба, Любовь); исторические личности античного периода.
Например, философские вопросы смысла жизни, смерти и бессмертия раскрываются в аллегорических композициях с образами Амура, Венеры и Психеи.
Поразительна своим художественным совершенством композиция часов с фигурой Психеи, персонификацией человеческой Души, коронующей Любовь в образе Амура, который является центральной фигурой этого раздела. Трактовка Амура (Эроса - бога любви) многогранна. Он один из четырех космогонических первоначал наряду с Хаосом, Геей и Тартаром. Всевластная мировая сила, владыка ключей эфира, неба, моря, земли, царства мертвых. Амур - властитель Времени.
Необычайно трогательны и художественно выразительны часы, созданные по модели П.-Ф. Томира с фигуркой маленького Амура, несущего на плече часовой механизм. Амур, уносящий или крадущий Время - образ остановившегося Времени, один из самых популярных образов искусства классицизма.
Привлекательны часы с композицией на тему цикличности времени, ритма сезонов с фигурой богини Цереры, символе вечного круга - возрождения и умирания, традиционно включаемой в оформление приборов времени. Часы выполнены по модели талантливого парижского бронзовщика Ж.-А. Рейша, занимавшегося разработкой только часовых моделей.
Творческую манеру мастера раскрывают еще одни часы его дизайна - "Колесница Телемака". Одиссей и его сын Телемак - герои произведений греческого поэта Гомера "Илиады" и "Одиссеи", в которых были заложены эстетические начала античного искусства, продолжившиеся в искусстве неоклассицизма, ампира и романтизма. На выставке представлен ряд часов с образами героев произведений Гомера, а также с образом самого автора, раскрывающих тему общечеловеческих законов бытия, нравственности.
Тема астрономических наблюдений, распространенная в оформлении приборов времени с ХVII в. и получившая новое звучание в конце ХVIII - начале ХIХ вв., отражена представленными часами с фигурой музы Астрономии - Урании с ее непременными атрибутами - небесным глобусом и циркулем.
Не менее популярными в период ампира и романтизма были часы с фигурой Орфея, воплотившего собой могущество Любви и победу над Смертью, давшего название целому философскому течению орфизм.
С появлением сословия буржуазии в конце XVIII в. привлекается образ бога Меркурия, ставшего отражением мира торговли и получившего распространение в оформлении каминных часов первой трети XIX в.
В период позднего ампира и романтизма (1815-1830-е гг.) создаются композиции каминных часов с образами исторических персон античности, символизирующих военную отвагу, героизм и общегосударственные добродетели.
Представлены часы с образами греческого императора А. Македонского, главного кумира Наполеона I, римского полководца Мария, сидящего на развалинах Карфагена, как символическое выражение размышлений о смысле человеческой жизни, превратностях судьбы, крушении надежд, и др.
Экспонаты позволяют проследить изменения в часовой механике и
эволюцию художественных стилей в оформлении часов как предметов прикладного искусства - от неоклассицизма или стиля Людовика XVI, время моды на часы золоченой бронзы с белым мрамором, к величественному ампиру, рожденному империей Наполеона Бонапарта и повлиявшего на художественные вкусы художников и скульпторов всего мира.
Экспонаты предоставлены московскими антикварными салонами "На Патриарших", "Серебряный ряд", "Русскiй модернъ" и частным коллекционером И.П. Степановым.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭКСПОЗИЦИИ XXXIХ РОССИЙСКОГО АНТИКВАРНОГО САЛОНА см. на сайте www.antiquesalon.ru/
РАМОЧНАЯ ПРОГРАММА XXXIX РОССИЙСКОГО АНТИКВАРНОГО САЛОНА
Круглый стол "Преодоление 2"
20 октября
17.00, пресс-центр ЦДХ
Весной 2015 года, на предыдущем Антикварном Салоне были подведены итоги ситуации, создавшейся на арт-рынке в результате политического и экономического кризиса, теперь основная тема обсуждения - более необычные, неожиданные способы интенсификации продаж искусства.
Круглый стол "Международный опыт реализации права следования в сфере искусства"
22 октября
14:00 - 18:30, пресс-центр ЦДХ
Основная тема круглого стола - право следования как культура оборота произведений искусства. Также дискуссия будет посвящена развитию и укреплению связей среди авторских обществ по всему миру, обзору международных законов о праве следования и совершенствованию практики их применения.
Докладчики:
Гади Орон, Генеральный директор, Международная конфедерации обществ авторов и композиторов CISAC, Франция
Хавьер Гутьеррес, Директор, Организация по коллективному управлению правами на произведения изобразительного искусства и скульптуры VEGAP, Испания
Эрик Вальдес-Мартинес, Директор департамента международных связей, Некоммерческое Партнерство по защите и управлению правами сфере искусства УПРАВИС, Россия, Директор департамента международных связей
Мари-Анн Ферри-Фолл, Директор,Общество авторов произведений графического и изобразительного искусства ADAGP, Франция
Кристиан Циммерман, Заместитель директора, Общество авторских прав дизайнеров и художников DACS, Великобритания
Круглый стол "Основные принципы и правила музейной реставрации".
24 октября
16.00, пресс-центр ЦДХ
Реставрационная мастерская, в лице руководителя Елены Жилиной, приглашает всех заинтересованных принять участие в разговоре на тему "Основные принципы и правила музейной реставрации"
Музейная реставрация - синоним хорошо и грамотно выполненной работы по сохранению и восстановлению предмета искусства или антиквариата. Подновление, предпродажная подготовка, частичный ремонт - делают предмет "эффектнее и дороже", но на самом деле губят его. Музейная реставрация имеет ряд необходимых условий и правил, соблюдение которых гарантирует высокое качество работ. Знание правил и соблюдение принципов научной реставрации необходимо в первую очередь владельцу предмета, будь он частное лицо, музей, театр или культурный центр, так как именно он ответственен за сохранение исторических и культурных ценностей. Данные знания позволяют правильно выбрать реставратора, проконтролировать его работу и получить гарантированно хороший результат.
Пресс-конференция: 17 октября в 14.30, пресс-центр ЦДХ.
Вернисаж: 17 октября 16.00 - 21.00
Время работы: 18-25 октября 12.00 - 20.00
Организатор: "ЭКСПО-ПАРК ВЫСТАВОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ"
119049 Москва, Крымский вал, 10, офис 165
www.antiquesalon.ru