8 октября в 17.00 состоялось торжественное открытие выставки «Мистерия Петербурга».
Давние исторические связи наших городов неизменно вызывают большой интерес жителей Мурманска ко всем выставкам из Санкт-Петербурга. И открытие выставки замечательных фотографий реставратора и фотохудожника Михаила Пикалова привлекло в музей большое количество посетителей. Необыкновенно поэтичные, наполнение непередаваемым очарованием города на Неве фотографии, снятые на уже забытые в век цифровой фотографии пленки «кодак», отпечатанные вручную, о чем на открытии рассказывал сын мастера Николай Пикалов. Засыпанный снегом или желтыми осенними листьями прекрасный город, с проступающими сквозь туман знакомыми и такими по- новому увиденными мостами, соборами, улицами и садами. Особая атмосфера, увиденная мастером, завораживает и долго не отпускает тебя, заставляя вновь и вновь всматриваться в фотографии.
Михаил Пикалов (1950-2004) – известный художник-реставратор и фотограф, большую часть своей жизни посвятивший восстановлению архитектурных памятников Санкт-Петербурга, среди которых Исаакиевский собор, Казанский собор и Храм Воскресения Христова (Спас-на Крови), Сампсониевский собор и Новодевичий монастырь, собор Петра и Павла в Петропавловской крепости, церковь Успения Богородицы подворья Оптиной пустыни, а также Спасо-Преображенский собор Валаамского монастыря и церковь Святого Георгия в Старой Ладоге. Он вел работы в зданиях Государственного Эрмитажа, Кунсткамеры, Юсуповского дворца. Длительным и плодотворным было сотрудничество Михаила Пикалова с Русским музеем.
Известен Михаил Пикалов и как мастер художественной фотографии, создавший удивительные по своей художественной выразительности виды архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга. Над темой «Великий город» (именно таким предстал Санкт-Петербург в объективе мастера) он начал работать в 1996 году.
Произведения Михаила Пикалова стали естественным продолжением его деятельности по сохранению памятников мировой культуры. Особое глубокое понимание города, которое было дано его работой реставратора, сочетается с тонким и поэтичным чувствованием Петербурга. Михаилу Пикалову удалось выработать свой собственный неповторимый художественный язык для выражения души Петербурга. Сердцем воспринимал он улицы и площади, мрамор и гранит, дворцы и храмы, пропускал сквозь себя. Сначала он обратился к черно-белой фотографии, потом- к цветной. Он любил сложные, переходные состояния, туман, дождь, снег. Оставаясь реставратором-верхолазом, излазившим городские крыши и купола, он находил новые, неожиданные ракурсы, новые пространственные истории. Пикалов не пользовался специальными компьютерными эффектами, которые были ему просто не нужны.
Выставка открыта для всех категорий посетителей по 8 ноября 2015 года