НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Тонкий мир. Выставка из фондов Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И.Машкова

2 января 2016Волгоградская область
Тонкий мир. Шедевры классического искусства из фондов Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И.Машкова
Шедевры классического искусства из фондов Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И.Машкова.

Экспозиция объединяет более 90 произведений живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, созданных в Италии, Голландии, Франции, Фландрии, Германии и России XVII- XIX вв. Среди них есть работы, практически не покидавшие музейные залы на протяжении всей 55-летней истории ВМИИ, хорошо знакомые и любимые зрителем (В.Тропинин «Женский портрет», А.Саврасов «Распутица», М.Лебедев «Итальянский пейзаж», И.Хруцкий «Натюрморт со свечой»). В то же время, здесь есть и произведения, долгое время остававшиеся недоступными для зрительской аудитории (Э.Лепуатевен «У старого маяка», Ф. Копс «Портрет неизвестной», Монсей «Евреи-менялы»).

Достоинство выставки состоит в не только том, что она демонстрирует наиболее значимые шедевры классического искусства из фондов Волгоградского музея и дает возможность встретиться с основными стилями и направлениями (от барокко до импрессионизма), знакомит с ведущими европейскими национальными художественными школами.

В одном экспозиционном пространстве сопоставлены работы западноевропейских и русских мастеров. Авторы выставки попытались понять, что же являлось объединяющим началом для работ, рожденных в разных уголках Европы. Такой точкой пересечения интересов стала идея Человека, тонкий мир человеческой души, как и вселенная - существующая в человеческом восприятии, переживаниях, мечтах.

Даже самые скромные из работ, авторы которых остаются неизвестными свидетельствуют о новом прочтении человека и его места в мире. Историки называют этот период Новым временем. Его начало ознаменовало процесс демонтажа тысячелетней грандиозной картины мира и системы ценностей, скрепленной идеей Бога. Это означало торжество индивидуального начала в культуре. Подходит к концу эпоха, колеблются казавшиеся надежными основания жизни. Душа, сорвавшаяся с прежних устоев, ринувшаяся в потоки и вихри перемен все убыстряющегося колеса истории взволнована, наполнена тревогой и надеждами, ожиданиями и сомнениями, жаждой понимания и любви. Именно тонкий мир человеческой души становится основным объектом для художника. Главные векторы исканий того времени были направлены «по горизонтали»: в сторону освоения земного мира, человека, его ближайшего окружения. Время, в котором ведущим стимулом к действию была практическая польза, сделало искусство орудием познания природы, человеческой личности и средством утверждения нового образа жизни. Кажется, что художники впервые видят земную красоту и наслаждаются ей. Искусство этого времени впервые по-настоящему субъективно, определено личностью его создателя. И мир, и история увидены сквозь призму конкретной индивидуальной судьбы. Космос и время «промерены» человеком. Искусство этого времени прививает уважение к человеку без видимых достоинств. Он человечен, он может быть наивен и чудаковат, он просто человек.

Для художников значимыми оказываются детали: будь то детали архитектуры, особенности ландшафта, неповторимость физиономий, характеров и костюмов. Облик городов и деревень, наружность их обитателей, их обычаи и нравы, их праздники и привычки, их манера поведения и повседневные занятия, в которых может и не быть ничего героического или великого, их неповторимые человеческие судьбы зафиксированы в произведениях, представленных на выставке. Вместе они составляют почерк эпохи.

Произведения, представленные на выставке, дают почувствовать этот проснувшийся жадный интерес к жизни, переживание ценности бытия. Повседневное, «малый мир», никогда прежде не входившие в сферу интересов искусства, занятого созданием великой, более значительной реальности, стали открытием Нового времени. Выставка выводит нас в мир, где люди не только познают, но и рождаются и умирают, радуются и страдают. Повседневность – пространство, в котором протекает человеческая жизнь, обогащенная опытом предков, где события частного бытия находятся в тесной связи соприкасаются с землей, природой и историческим процессом и отражаются в восприятии их самим человеком.

Именно Новое время выдвинуло новый тип человека - деятельного, живущего насыщенной внутренней жизнью. Это время стало эпохой художественных гениев, ярких индивидуальностей, авторов персональных художественных систем, чья степень независимости к концу XIX в. возросла невероятно. В то же время это искусство было обращено к частному человеку, оно должно было найти свое место в его доме, отражать вкусы и интересы заказчика.

Новое время сделало обычаем нарушение традиций, установку на новаторство и эксперимент. Это первая эпоха, которую называют «горячей». Кажется, что течение времени приняло угрожающее ускорение. Войны, революции, великие научные открытия, стремительное изменение образа жизни, путешествия, «информационный взрыв» лишили человека устойчивых основ бытия.

Несмотря на то, что значительная часть крупномасштабных процессов (войны и революции, перекроившие карту Европы, реформация и контрреформация, изменения социальной структуры), определивших жизнь человека, нашли лишь отдаленный отголосок в музейной коллекции, главные перемены бытия, основополагающие ценности, главенствующие вкусы времени оказались здесь достаточно ярко отражены.

В визуальном отношении выставка неоднородна и не совсем проста для восприятия. Взрывообразное расширение и усложнение представлений человека о мире привело к распаду ранее целостной картины бытия. В искусстве это нашло отражение в невиданном ранее усложнении ткани художественной жизни. Эта первая «разноязыкая» в стилистическом отношении эпоха. Так, в XVII в. сосуществуют на равных барокко, классицизм и реализм. Самостоятельное развитие получают отдельные жанры, причем, наибольший интерес вызывают те, что посвящены жизни человека, его ближнему миру - портрет, пейзаж, бытовой жанр. Однако даже в произведениях господствовавших ранее мифологического и исторического жанров мы видим, прежде всего, современников художника - в полноте передачи эмоций, правде привычек и нарядов. Так, в образе Прометея легко узнается простой русский мужик, а Мадонна могла быть написана с жены или подруги художника. Собственное лицо обретают национальные художественные школы. Впервые заявляют о себе новые европейские лидеры - голландская и французская школы. В XVIII в. на европейской арене оказывается новая, стремительно набирающая мощь держава - Российская империя, культура которой впервые выдвигает художников мирового уровня.

Экспозиция организована в соответствии с хронологическим принципом. Игнорирование географических границ имеет основание в том новом для европейца переживании близости соседа, взаимозависимости всех ото всех, которое присутствовало параллельно с переживанием ценности национально обособленного бытия. Кроме того, художественная практика того времени предполагала частые путешествия, перемещения художников и произведений, что усиливало влияние одних школ на другие. Можно сказать, что выставка посвящена искусству, преодолевающему границы. Наблюдение за множеством частных историй помогает нам не только лучше понять прошлое, но и себя.

Выставка открыта до конца года.

Режим работы: ежедневно с 10.00 до 19.00, в четверг с 10.00 до 20.00. Касса закрывается в 18.30. Последняя пятница месяца - санитарный день

www.museum.ru/N60599
Ваше мнение »»

»»Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова
Адрес:Волгоградская область, г. Волгоград, пр. В.И. Ленина, 21
Проезд:Скоростной трамвай до ст. "Комсомольская", троллейбусы №№ 8, 12, 2 до ост. "Ул. Порт-Саида"
Телефоны:(8442) 24-16-79; 38-24-44
сайт:mashkovmuseum.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 07.12.2019  x    ?  


К 95-летию великой балерины. Тотальная инсталляция «Я, Майя Плисецкая» в Галерее на Солянке

О Родине, о доблести и славе...

Отказ от трона. Цесаревич Константин Павлович и император Александр I

Показ проекта "Туда и обратно" художницы Алины Озеровой

Выставка "Ивановский театр. Сохраненные мгновения"

Программа Пушкинского музея на ярмарке Non/Fiction

Выставка «Снежная королева и “глобальное потепление”» в Музее К.А. Федина

«Зимний сад». Художественный проект Крокин галереи

Вернисаж новых выставок в Арт-центре "Пушкинская-10"

Мероприятия Всероссийского музея декоративного искусства в рамках проекта "Русские сезоны" в Германии

Выставка «Школа художника. Творческие мастерские РАХ» в Галерее искусств Зураба Церетели

47 ронинов. Легенда как искусство. Японская гравюра из собрания Кирилла Данелия

Выставка произведений Ильи Львовича Табенкина (1914-1988)

Программа Музея истории ГУЛАГа на Международной ярмарке интеллектуальной литературы Non/fiction

«Кнут и пряник. Как любить ребенка?». Выставка в Толстовском центре на Пятницкой

ZooГрафика. Сергей Цигаль

Встреча с заслуженным художником России Анатолием Слепковым в Российской национальной библиотеке

XXXV областной фестиваль "Декабристские вечера" в Иркутской области

Выставка «Времена года» в Музее хрусталя им. Мальцовых

Миллионщики Злоказовы - лекция из цикла «Купцы старого Екатеринбурга»

Концерт «Николай Андреевич Римский-Корсаков и русская народная песня»

Рукописи известных деятелей науки и культуры на выставке в Российской национальной библиотеке

Кирилло-Белозерский музей-заповедник на V Международном форуме литературных музеев России

Андрей Платонов. Неизвестные материалы из архива Федора Левина

Акция «Экскурсия в подарок» в экспозиции «Абрамцево. Искусство XX века»

Отчетная выставка Ханты-Мансийского отделения «Союза художников России»

День памяти Василия Белова в Музее-квартире писателя

Выставка "Усадьбы Подмосковья" в Музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим»

Программа участия Музея истории российской литературы имени В.И. Даля в ярмарке Non\fiction 2019

Выставка Андрея Пеплова "Живопись"

Выставка «Петр. Первый. Коллекционер, исследователь, художник» в Музеях Московского Кремля


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru