23 марта 2016 года в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу откроется выставка выдающегося русского реалиста XX века Гелия Коржева (1925-2012).
Третьяковская галерея представляет самый острый и парадоксальный проект года - первую масштабную монографическую выставку Гелия Михайловича Коржева (1925-2012), последнего великого русского реалиста XX века. Коржев - одна из самых мощных фигур в отечественном искусстве. Представитель послевоенного поколения, он ярко ворвался на художественную сцену в конце 1950-х годов и занял место среди лидеров легендарных шестидесятников.
Особенности эпохи, своеобразие сильного и независимого характера художника, его добровольное затворничество и полный уход от всякой публичности в последние десятилетия жизни не позволяли организовать широкий показ его работ. Так сложилось, что, будучи одним из наиболее известных живописцев 1960-1980-х годов и интенсивно работая вплоть до последних дней жизни, Коржев оказался почти неизвестен нескольким поколениям зрителей и профессионалов. Таким образом, выставка в Третьяковской галерее станет настоящим прорывом в исследовании творчества мастера, откроет для наших современников невероятный мир образов Коржева и обогатит представления об искусстве второй половины ХХ века.
Идея проведения выставки Коржева жила в Галерее многие годы, но только сейчас удалось реализовать этот проект. В экспозиции будут демонстрироваться произведения, хронологически охватывающие весь творческий путь мастера - с 1943 по 2011 год. Однако во многом экспериментальный выставочный проект представляет собой не традиционную академическую ретроспективу, а авторский, кураторский, взгляд на искусство мастера, направленный на то, чтобы выявить важнейшие смыслы, которые художник сознательно или неосознанно отразил в своих работах, то, что в его творческом кредо близко современному зрителю.
Архитектура экспозиции, в некоторых разделах намеренно некомфортная для посетителя, полностью трансформирует пространство самых масштабных залов музея. Она акцентирует, а подчас и обостряет жесткие художественные высказывания Коржева, ту страшную правду и те горькие истины, которые открывал для себя и для зрителя этот совершенно нестандартный живописец.
Характерные пластические приемы мастера - blow up, укрупненный масштаб, избыточный натурализм, подчеркнутая живописность - усиливают внутреннюю наполненность и мощь изображаемого, демонстрируют активный художественный жест, который провоцирует эмоциональный отклик зрителя. Коржев оказался соразмерен современным ему европейским живописцам, приверженцам концептуального реализма, например Люсьену Фройду, выявляя, казалось бы, парадоксальные параллели в советском и западном искусстве.
Коржев точно отразил время, которое он проживал и переживал вместе со всей страной. Программные полотна "Влюбленные" (1959, ГРМ), "Художник" (1961, ГТГ), триптих "Коммунисты" (1957-1960, ГРМ), цикл "Опаленные огнем войны" (1962-1985) представляли новый взгляд на судьбу и личность советского человека, став художественным манифестом поколения эпохи "оттепели". В 1970-1980-х годах в творчестве Коржева появились работы, давшие начало циклам, посвященным Дон Кихоту и макабрическим существам - тюрликам. Внутренний надлом, переживаемый многими в период застоя, нашел воплощение в произведениях, фиксирующих крушение надежд шестидесятых. Важным направлением в творчестве Коржева стала работа над картинами на библейские и евангельские сюжеты ("Благовещение", 1987-1991, частное собрание, Москва); такие полотна как "Иуда" (1987-1993, частное собрание, США), отразили взгляд живописца на драмы эпохи перестройки.
Работы Коржева наполнены сочувствием персонажам, сюжеты и характеры достигают максимальной смысловой концентрации и эмоциональной силы. Знакомство с произведениями мастера - сложный, но необходимый опыт разговора на тяжелые, подчас болезненные темы: осмысление трагедии Великой Отечественной войны, тектонических сломов социальной и политической реальности, переживание разочарований и одиночества, драмы жизни и неизвестности того, что ждет человека за ее гранью.
Всегда, и даже во времена, когда Коржев занимал высокие посты в Союзе художников, он разрабатывал только те мотивы и решал те художественные задачи, которые ставил перед собой сам, без оглядки на официальную доктрину. На выставке живописец предстанет перед зрителем как художник эпического дарования, который обращался к "вечным" темам и общечеловеческим историям и всегда оставался сильным, но одиноким героем, отшельником и пророком.
Куратор: Н. Александрова
Коллекции-участники: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО", Институт русского реалистического искусства, региональные музеи России, российские и зарубежные частные собрания
Экспонируемые работы: 120 живописных и 30 графических произведений
Экспозиция: Е. Асс, К. Асс, Н. Корбут
Выставка открыта до 14 июня 2016
Третьяковская галерея на Крымском Валу, Крымский Вал, 10, залы 60-61