В «Шолохов-Центре» музея-заповедника М.А. Шолохова 13 марта состоялся «Весенний бал», организованный музеем и историческим клубом «Галантный век – Прекрасная эпоха».
«Шолохов-Центр», расположенный в здании, которое является уникальным памятником культуры и архитектуры XIX века, погрузился в атмосферу эпохи Льва Толстого. В эти дни здесь с успехом проходит выставка, посвященная жизни и творчеству великого писателя, который жил в то время, когда неотъемлемой частью жизни великосветского общества был бал. Графу Толстому тонкости бала были хорошо известны, он сам посещал балы в юности, и в своих произведениях уделил им немало внимания.
К 16.00 стали съезжаться дамы и кавалеры. По лестнице XIX века легко ступали гостьи в воздушных платьях в стиле «ампир» и туфельках-лодочках, галантные мужчины в костюмах, фраках, мундирах и белых перчатках. В гардеробной дамы могли воспользоваться услугами куафера – бального стилиста, доводящего внешний облик дам до блеска и салонного совершенства.
Бой часов возвестил о начале бала. По традиции, гостям были представлены распорядитель бала и гофмейстерина, которые объявили полонез - торжественный танец-шествие, традиционно открывающий все балы. А затем пары закружились в вальсе, и один вальс сменялся другим: испанский, вальс герцога Кентского, вальс Людовика XV, «Свечи в темноте» и в том числе «Вальс фа-мажор» - единственное музыкальное сочинение Л.Н. Толстого.
Череду танцев-вальсов сменяли танцы-игры: шутливый английский контрданс «Оглядки», «Дыра в стене», «Прихоть лорда Байрона», «Прихоть лорда Бевериджа», задорная полька-тройка и весёлый котильон. Некоторые танцы гости просили повторить и исполняли по несколько раз.
Участники бала по-новому, на языке танца, «перечитали» сцену первого бала Наташи Ростовой из романа «Война и мир». Под звуки музыки в зале появились герои Л.Н. Толстого: Пьер Безухов и Элен, Наташа Ростова и Андрей Болконский. Публика увидела первый танец Наташи Ростовой в исполнении студентки Колледжа культуры Виктории Рыжовой и участника клуба «Галантный век - Прекрасная эпоха» Артема Чернышёва, исполнившего роль Андрея Болконского.
Гости бала чувствовали себя вполне уверенно благодаря распорядителям бала и гофмейстеринам, которые проводили мастер-классы, выстраивали танцевальные позиции. В программе также были и светские развлечения, соответствующие эпохе начала XIX века. Дамы и кавалеры с удовольствием играли в буриме и фанты, действовала бальная почта для обмена записками и выборов короля и королевы бала.
Бал прошел «на одном дыхании». Участники охотно поделились своими впечатлениями:
«Давно не чувствовала настолько приподнятого настроения! Прекрасная работа организаторов и готовность участников, с помощью которых действительно получилось воссоздать атмосферу XIX века. В прекрасном здании «Шолохов-Центра» музея-заповедника М.А.Шолохова дух бала ощущался особенно ярко, и это сделало воскресный вечер неповторимо прекрасным! Очень надеюсь, что когда-нибудь смогу еще раз принять участие в подобном торжестве! Спасибо за предоставленную возможность танцевать и общаться, чувствуя себя характерной дамой XIX века, на превосходном балу эпохи Льва Толстого! Мария Апилевич»;
«Новочеркасск стал ещё ближе к Ростову. Не по расстоянию, а душою. Организаторы провели для гостей бала чудесный вечер. Это было великолепно! Удалось создать единое тематическое представление, в котором участвовали все. Красивый интерьер, гармонично побранные аксессуары. Но самое главное: удалось создать все условия для отличного настроения. Чувствовался домашний уют. Просьбы дам и кавалеров повторить танец говорят о многом. В повседневной жизни мы стали стесняться светских манер, а зря. Учтивость, вежливость и галантность всегда были в чести, и танцы помогают постичь эту мудрость. Спасибо. Виктор Мойсеюк».
«Огромная благодарность организаторам за великолепный вечер! Высокий уровень организации бала, радушие хозяев позволили нам чувствовать себя как дома. Мы с удовольствием провели время у вас в гостях! Надеемся на дальнейшее сотрудничество. Семейный танцевальный клуб "Реверанс", г. Новочеркасск».
Впечатления участников «Весеннего бала» созвучны чувствам Наташи Ростовой, которые Толстой назвал «высшей ступенью счастия, когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастия и горя».