Московский музей современного искусства и Школа современного искусства «Свободные мастерские» в рамках программы поддержки молодого искусства ММОМА представляют выставку Алины Озеровой «Быстро, без давки и паники». В экспозицию войдут видео, инсталляции и графика.
Последние годы прошлого века и начало нынешнего навсегда останутся в нашей памяти как период появления совершенно новой формы террористической угрозы, ряда техногенных и природных катастроф. Население больших городов было вынуждено пересмотреть своё отношение к безопасности. Висящие на стенах общественных зданий схемы эвакуации перестали казаться нам бессмысленным бюрократическим требованием, и, одновременно, мы осознали, что в любой момент можем оказаться в ловушке и полной безысходности как жертвы домов в Печатниках или башен «Близнецов» в Нью-Йорке.
Охранные знаки, заговаривающие силы природы, воспроизводились на бытовых предметах и фасадах домов из поколения в поколение, как магические заклинания, зачастую без осознания их истинного смысла. Современная инфографика и язык инструкций по поведению в чрезвычайных ситуациях, визуальные коды противопожарной или радиационной безопасности зачастую осуществляют ту же функцию — охранения от опасных явлений и «заговора от страха». Насколько эти меры увеличивают наш шанс на спасение? Стимулируется ли ими индивидуальная бдительность или же, наоборот, цель в успокаивающем, анестезирующем эффекте? Постоянно присутствуя в публичном пространстве, визуальная маркировка и подобные объекты сами становится символами контроля — репрезентациями власти, организующей пространство и поведение индивидов.
В проекте «Быстро, без давки и паники» Алина Озерова переосмысляет универсальные ритуалы и инструкции по экстренной мобилизации, подчеркивает «хищную сущность» инструментов борьбы с пожарами, заставляет эвакуационные планы претерпевать экстремальные метаморфозы, превращая их в головоломки.
Как долго наше сознание может оставаться восприимчивым к экстренным сигналам? На физическом уровне это исследуется в инсталляции «Миллиард разинутых пастей и ни одной головы». В трехканальном видео «День: восемьдесят четыре» прослеживается зацикленность пространства и времени — ощущения знакомые всем, кто хоть раз побывал в экстремальной ситуации.
Чтобы быстро надеть противогаз, требуется тренировка. Следуя заданным маршрутам, можно добраться до убежища, если на опасном производстве неподалеку случится утечка. Пути пожарной эвакуации должны быть пройдены множество раз для достижения автоматизма. Но достаточно ли этого, чтобы справиться со страхом?
Куратор программы: Дарья Камышникова
О художнике
Алина Озерова — художник и фильммейкер из Москвы (1983), базируется в Амстердаме.
Получив образование в области социологии и аудио-визуальных искусств, Алина использует мультимедийный подход в исследовании темы человеческого тела и его сенсорного, культурного и пространственного контекста — тела, как системы координат, через которую мы «вписаны в реальность».
Ее художественное образование включает Gerrit Rietveld Academy (Нидерланды) и программу обмена в San Francisco Art Institute (США). C 2013 года она курирует экспериментальную секцию кинофестиваля FEST: New Directors / New Films Festival (Португалия).
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 14 АПРЕЛЯ — 15 МАЯ, 2016
АДРЕС: ММОМА, ГОГОЛЕВСКИЙ Б-Р, 10